Запах бензина, исходящий от моторного масла, явно свидетельствует о какой-либо неисправности двигателя.

Разберемся в причинах, последствиях и способах диагностики проблемы попадания топлива в систему смазки.

Как определить, что бензин попал в масло?

Сделать это можно довольно просто. Первый способ – поднести щуп со слоем масла к открытому пламени. Если он вспыхивает или, что еще хуже, горит даже при краткосрочном контакте с огнем, то количество бензина в смазке превысило опасный порог, и эксплуатировать автомобиль опасно.

Второй способ – капельный тест на бумаге. Если капля масла моментально растекается и образует жирный след большого диаметра, значит в ней присутствует бензин.


Капельный тест масла


Явное свидетельство попадания топлива в систему смазки – высокий уровень масла в поддоне и изменение его цвета. Есть также ряд других «симптомов» проблемы:

  • Большой расход бензина из-за его частичного утекания в картер
  • Стук поршней и другие шумы, исходящие от двигателя
  • Снижение мощности автомобиля (он не может заехать в гору)
  • Понижение уровня охлаждающей жидкости.

При выявлении хотя бы одного из вышеперечисленных признаков стоит посетить автосервис.

Причины

Причин того, что бензин попадает в масло, может быть несколько. Рассмотрим самые распространенные.


Использование некачественного топлива


Одной из причин, по которым масло пахнет бензином, является его смешивание с топливом низкого качества.

Толуол, бензол и другие вредные добавки, содержащиеся в бензине, могут быстро проникать в картер и оказывать негативное воздействие на эксплуатационные качества масла.

В результате из строя может выйти весь топливно-распределительный механизм.


Бензин


Негерметичные форсунки


В цилиндре при рабочем такте может сгореть только определенное количество бензина (пропорция, равная стехиометрическому соотношению). Часть несгоревшего топлива оказывается во впускном коллекторе, а другая часть просачивается в цилиндр через негерметично закрывающиеся форсунки. Из цилиндра через поршневые кольца она попадает в картер, где смешивается с маслом.


Износ деталей цилиндро-поршневой группы


Зазоры между изношенными поршнями и цилиндрами увеличены. Через них в ходе такта сжатия топливно-воздушная смесь проникает в картер. Бензин конденсируется на его стенках и стекает в масло.

Процесс обогащения масла бензином протекает медленно, поэтому топливо успевает выпариться и выйти через сапун. Только в случае критического износа ЦПГ в масло проникает достаточно большое количество бензина – тогда можно почувствовать специфический запах из-под маслозаливной горловины.


Проблема принимает серьезный масштаб, если помимо запаха наблюдается повышение уровня масла. В этом случае необходимо как можно быстрее устранить причину неисправности.

Последствия

Рассмотрим, к чему может привести игнорирование проблемы попадания масла в бензин.

Самое закономерное последствие – ухудшение рабочих характеристик моторного масла. В первую очередь, понижается его вязкость. Смазка перестает надежно защищать поверхности трения, что приводит к их ускоренному износу.

Масляно-бензиновая смесь хуже удерживается на деталях, поэтому при запуске двигателя они испытывают повышенные нагрузки.

Естественно, что при попадании бензина в масло возрастает расход топлива. В некоторых случаях на 100 км пробега его уходит на 300-500 мл больше, чем обычно.

Известны случаи вспыхивания паров бензина в картере двигателя. При этом нередко масляный щуп выстреливает из колодца, а прокладка выдавливается из-под клапанной крышки. Вспышки топлива могут привести и к более серьезным последствиям: прорыву прокладки под поддоном или ГБЦ, срыванию масляной пробки и возникновению пожара в моторном отсеке.


Сгоревший двигатель

Решение проблемы


Зная источник попадания масла в бензин и разбираясь в обслуживании автомобиля, проблему можно решить самостоятельно.


Для восстановительных работ потребуются:

  • Измеритель давления (в комплекте со штуцером)
  • Компрессометр
  • Комплект разнообразных ключей и приспособлений
  • Электроизмерительный прибор
  • Раствор для удаления загрязнений
  • Чистая ветошь

Ремонт бензонасоса


Очистите поверхности в месте ремонта. Снимите топливный насос, отвернув болты крепежа. Провода уходящего и подводящего типа трогать не рекомендуется, однако если они препятствуют работе, снимите их и закрепите пробкой, чтобы топливо не вытекало.

Наденьте провода на штуцеры и зафиксируйте хомутами. Отходящий резиновый бензопровод пережмите струбциной. Металлическую трубу отсоедините от карбюраторной системы и заткните пробкой.

Прокачайте топливо ручным рычагом прокачки. Подтеки бензина или резкий запах свидетельствуют о негерметичности топливной трубки. Решить проблему можно двумя путями: заменить старые провода или восстановить их.


Негерметичная топливная трубка


Не стоит забывать, что все манипуляции с бензонасосом осуществляются в соответствии с техническими рекомендациями автопроизводителя.

При наличии комплекта автозапчастей для ремонтных работ смените все соответствующие детали, в том числе пневмопружины и клапаны. Сетку для фильтрации очистите в растворителе. По окончании сбора конструкции проведите тестовый запуск системы, проверьте плотность закрытия диафрагмы.


Проверка форсунок


Подтекание топлива в цилиндрической системе и сквозь зазоры в пространстве поршней может быть вызвано негерметичностью форсунок. Чтобы подтвердить это, воспользуйтесь измерителем давления с каучуковым шлангом и конфигуратором к топливной рейке.

Максимальный верхний показатель давления по манометру должен составлять не меньше 6 кгс/см2.

Подключите конфигуратор к топливной рейке, а прибор давления к переходнику. Включите зажигание. Если топливный насос запускается нормально, дождитесь стабилизации давления в рейке и выключите зажигание. Если топливный насос при включенном зажигании не работает, заведите двигатель. Осуществляйте контроль за скачком давления до оптимального значения, после чего заглушите мотор и выключите зажигание.

В течение нескольких минут следует наблюдайте за значениями манометра. Смещение стрелки прибора в левую сторону на четверть или более означает сбой в системе подачи бензина. После выявления дефекта снимите рейку топливной системы с распылителя и тщательно осмотрите ее.


Измерение давления в топливной системе


Разместите форсунки в стаканы объемом 0,5 литра. Топливные трубки и соединения электрочасти в это время должны быть подсоединены. Включите зажигание. Во время прокрутки оцените работу распылителя топлива визуально. По достижении оптимальных оборотов давления в питающей системе отключите зажигание. Снова проконтролируйте работу форсунок. Если обнаружите на них подтеки, замеряйте сопротивление обмоток специальным прибором.

В норме оно должно составлять 10-14 Ом. Если показатели отличаются, значит форсунки подтекают и требуют замены.


Диагностика неисправностей в поршневой системе


Самая затратная неисправность из всех существующих. При использовании низкокачественного топлива возможно образование шлака на поршнях, износ колец и образование зазоров, через которые происходит утечка поступающего бензина.

Чтобы диагностировать негерметичность поршней, выверните свечу и положите в отверстие обычную бумагу. Далее проверните двигатель стартером. Если бумажная «пробка» сдвинется с места, значит, компрессия присутствует.

Этот метод эффективен при значительной утрате компрессии в двигателе. Для определения небольших потерь воспользуйтесь компрессометром.

Диагностику лучше производить вдвоем. С карбюраторного двигателя выверните все свечи, подсоедините прибор к любому из цилиндров и начните вращать двигатель стартером. Продолжайте делать это, пока стрелка не перестанет двигаться в сторону возрастания значений.

Предельное значение прибора будет означать компрессию. Выполняйте аналогичные манипуляции на других цилиндрах и фиксируйте показатели. Значения не должны отличаться от данных, установленных изготовителем, больше чем на 10 % или разниться между цилиндрами.

На машинах инжекторного типа перед диагностикой выключите топливный насос.