С недавнего времени на легковые автомобили все чаще стали устанавливать дизельные двигатели, которые дают им ряд преимуществ. Однако автовладельцы должны знать, что дизели имеют ряд своих особенностей.

Как известно, дизельные и бензиновые двигатели являются двигателями внутреннего сгорания. Различие между ними заключается в системе питания и процессе сгорания топлива. Цилиндры дизеля всасывают чистый воздух, который затем сжимается до средней степени 21-22 и нагревается до +600 °С.

После этого в камеру сгорания впрыскивается топливо, там оно самовозгорается, производя рабочий цикл. Таким образом, свечи зажигания для дизельных агрегатов не требуются.

С помощью специального топливного насоса высокого давления (ТНВД) топливо подается в цилиндры, где распределяется. Впрыск производится через форсунки в строго определенный момент времени (он определяется углом опережения впрыска). ТНВД и форсунки являются устройствами прецизионной точности.


Дизельное топливо смазывает плунжеры насоса и штифты форсунок, поэтому необходимо, чтобы оно обладало исключительной чистотой.

Во избежание повышенного износа деталей ТНВД топливо должно быть очищено от механических примесей и серы. Для этого используются специальные фильтры, которые, в свою очередь, нуждаются в периодической очистке или замене. Топливные излишки отводятся от форсунок и ТНВД по трубопроводу и направляются обратно в бак.

Так как процессы сгорания топлива в дизельных агрегатах происходят при большом давлении, силы, воздействующие на цилиндро-поршневую группу, несколько выше, чем в бензиновых двигателях. Из-за особенностей сгорания топлива шумность дизельных двигателей тоже намного выше, чем бензиновых.


Несмотря на это дизели имеют ряд преимуществ, которые и обеспечивают их популярность:

  • Высокие надежность и моторесурс
  • Экономичность
  • Высокий крутящий момент
  • Улучшение тяговых характеристик автомобиля
  • Пожаробезопасность

Одним из самых важных факторов бесперебойной работы двигателя является использование высококачественных моторных масел.

Для примера сравним требования к качеству масла для карбюраторного и дизельного двигателя.

Одна из особенностей работы карбюраторных двигателей состоит в резко меняющихся скоростных и нагрузочных режимах. Это сказывается на температуре моторного масла. Смена температур зачастую вызывает ряд негативных последствий: от образования нагаров и шламов до окисления и коррозии.

В связи с этим требования к моторным маслам для карбюраторных двигателей ужесточаются с каждым годом. Рекомендованные к применению продукты, а также сроки их замены указываются в паспорте на автомобиль.

Дизельные двигатели имеют большое разнообразие типов, конструкций, способов смесеобразования, назначений и условий эксплуатации. Поэтому ассортимент дизельных масел намного больше. При выборе подходящего продукта необходимо учитывать тип и назначение дизеля, уровень его форсирования, жесткость условий эксплуатации и качество применяемого топлива.

Основой дизельных масел являются дистиллятные, остаточные или компаундированные базовые масла селективной очистки, получаемые из малосернистой или сернистой нефти.


Практически во все дизельные масла вводят многофункциональные присадки или композиции присадок.


Масло для карбюраторных двигателей, в отличие от дизельного, содержит небольшое количество серы. Однако в последнем значительно больше моющих присадок. Дизельные двигатели работают в более тяжелых условиях, чем карбюраторные, поэтому риск их износа выше, а зазоры больше.

В связи с этим для дизельных двигателей лучше использовать более вязкие продукты (с кинематической вязкостью 12-14 сСт). Согласно рекомендациям автопроизводителей замена масла в дизельных двигателях должна производиться чаще, чем в бензиновых.