Какое масло для мотоцикла выбрать?

Разумеется, продукт, рекомендованный производителем, – байка. Но не всегда они настаивают на использовании конкретных масел. А масел для мотоциклов довольно много – так что делать? Довериться рекламным лозунгам?

Импортные мотоциклы, как правило, имеют четырехтактные силовые агрегаты, где сам двигатель, КП и сцепление сработаны единым блоком, который смазывается одним и тем же маслом.

Постараемся разобраться, какие масла можно увидеть на прилавках автомагазинов и которые из них предпочтительнее для четырехтактных двигателей.

В автомобильных журналах, на сайтах автопроизводителей часто встречаются рейтинги масел для 4-тактных двигателей. Присмотреться к ним будет нелишним для любого владельца мотоцикла. Предлагаю вспомнить критерии тестирования мотомасел, а вслед за этим перечислить мотомасла, которыми без всякой опаски можно заправлять свой байк.


Важным критерием является уровень антифрикционных присадок.


Они подходят к двигателям с совместимой КП и картером – там нужно улучшить работу зубчатых зацеплений. Но если таких присадок много – для «мокрого» сцепления это вредно. Опасной пробуксовки бояться не стоит, но диски начнут работать с чуть большим проскальзыванием, но распознает это только опытный байкер.

Поэтому мотомасла известных брендов порой изготавливаются на основе уже имеющихся автомобильных, только антифрикционных добавок льют меньше.


Итак, возьмем рейтинг мотоциклетных масел. Как составляется любой рейтинг – считаются баллы-оценки главных параметров:

  • Критическая нагрузка (антизадирные свойства)
  • Диаметр пятна износа (противоизносные свойства)
  • Температура вспышки (температура воспламенения масла)

Обычно худшие показатели «награждаются» 1 баллом, лучшие – 10. Температурный уровень вспышки оценивается в диапазоне 1-5 баллов: 210 °С – 1 балл, каждые 10 °С свыше данной температуры – плюс еще 1 балл. Думаю, несложно догадаться, что уровень критической нагрузки куда важнее для спортивных двигателей, работающих в сложных условиях, а диаметр пятна износа – для двигателя простого байка.

Также высокая температура вспышки благоприятна для двигателей воздушного и воздушно-масляного охлаждения. Это означает, что легковоспламеняющиеся масла будут сгорать в районе поршневых колец и стержней выпускных клапанов.

Вязкость при 100 °С: тут оценки будут располагаться так:до 8 мм2/с – 1 балл, от 8 до 10 – 2 балла, от 10 до 12 – 3 балла, от 12 до 16 – 4 балла и свыше 20 – 5 баллов. Масла с высокой вязкостью обеспечат стабильное давление в системе смазки при перегреве, но при прокачке масла будет падать мощность больше обычного.


Индекс вязкости показывает, когда начинается загустевание масла при низкой температуре.


Если индекс выше "100", то это всесезонное масло, поскольку застывает оно в мороз не ниже -20...-15 °С. Если индекс масла достигает "125" и выше, то на нем произвести пуск мотора можно и при более серьезной температуре – до -30 oС. Индекс масла свыше "150"? Тогда сохранит свои свойства и в температуре -40 градусов. Тут решать мотовладельцу уже, нужно ли ему «морозоустойчивое» масло или нет – это зависит от климатических условий эксплуатации.


Эффективность смазывающих свойств определяется действующим ГОСТом.


Скажем, устойчивость смазки при критической нагрузке принято оценивать на специальной установке - четырехшариковой машине. Ее рабочий принцип напоминает сверлильный станок, только место сверла занимают 4 шарика. Их фиксируют в виде пирамидки и поливают маслом, которое подлежит испытанию. Тест проходит в течение 10-сек.

Выглядит это так – верхний шарик начинает вращение со скоростью 1,5 тыс. оборотов/мин, затем нагрузка на него постепенно повышается до того, пока не возникнет задир, говорящий о том, что нагрузка достигла своего максимума. Этот момент фиксируется в отчете, а затем нагрузку опять повышают, пока шарики не начинают свариваться между собой.

При проведении данного эксперимента важно определить точно индекс задира  – это показатель того, насколько быстро возникает опасный задир, ведущий к заклиниванию двигателя.


Что такое диаметр пятна износа? Это примерный диаметр пятен износа на всех шариках. Иными словами, он показывает результат испытаний под стабильной нагрузкой.


В специальной лаборатории возможно вычислить и прочие важные критерии – вязкость и индекс вязкости масла. Вообще, высокая вязкость масла означает лучшее смазывание, однако в большей мере она зависит от присадок. Очень большая вязкость масла (> 20 мм2/с) подходит лишь для спортивных двигателей, при этом, однако, повышается и потеря мощности на прокачку.

Качественные мотоциклетные масла

Мотоциклетные масла Shell имеют прекрасную репутацию и пользуются широким спросом у мотовладельцев – и в этом нет ничего удивительного. Мы бы совершили ошибку, не включив их в список качественных и надежных мотомасел.

Ассортимент их довольно велик. Спортсмены будут обрадованы специальными гоночными маслами (для мотокросса, шоссейных гонок, картинга) Advance Racing для 2-тактных двигателей спортивных мотоциклов.

Для обычных любителей мотоциклов Shell предложит масла для 2-тактных и 4-такных мотодвигателей, для скутеров и мотороллеров (синтетические, полусинтетические, минеральные); трансмиссионное масло, охлаждающую жидкость, тормозную жидкость с высокой температурой кипения, синтетическую смазку для цепей, масло для вилок и амортизаторов.


Какими безусловными плюсами может похвастаться масло Shell? Причина номер один: уважение к бренду – в пользу Shell свидетельствует многолетний опыт его применения, обилие благоприятных отзывов автовладельцев и обладателей мотоциклов.


Далее, качество масел Shell регулярно находит свое подтверждение – через исследования, тесты, лабораторные анализы и проверки. Очень важным моментом является то, что масла Shell универсальны и находят свое применение в разных двигателях.

Что может предложить концерн Shell для мотоциклов?

Моторное масло Shell Advance Snow Scooter Oil подойдет для современных двухтактных двигателей, для скутеров, снегоходов и для бензопил, например (помните про универсальность масел?).

Хорошая полусинтетика Shell Advance VSX 2 защитит 2--тактные двигатели внутреннего сгорания и с водяным и с воздушным охлаждением. Может быть вы – владелец мощного спортивного мотоцикла и принимаете участие в соревнованиях по мотокроссу? Тогда вам точно поможет – синтетическое масло Shell Advance Racing X, обеспечивающее полную защиту двигателя.

Масло на основе смеси касторового масла и синтетического компонента – Shell Advance Racing M, оно используется для 2-тактных двигателей гоночных и спортивных картингов с высокооборотными 2-тактными спортивными двигателями.

Таблица. Технические характеристики некоторых других масел для мотоциклов

Название масла Итог,
балл
Вязкость
при 100 °С,
мм2
(баллы)
Вязкость
при 40 °С,
кв.мм/с
Индекс
вязкости
(баллы)
Темп. вспышки, °С 
(баллы)
Нагрузка
критическая,
Н, (баллы)
Нагрузка
сваривания,
Н
Индекс задира Диаметр
износа,
мм (баллы)
Liqui Moly
Racing Synth 4T
27 23,3 (5) 156,8 130 (3) 222 (3) 1234 (9) 1960 56,6 0,45 (7)
Castrol
Formula RS
26 24,5 (5) 166,4 130 (3) 246 (5) 980 (4) 1960 46,5 0,35 (9)
Liqui Moly
Racing 4T
23 17,1 (4) 147,9 111 (2) 238 (4) 1097 (6) 1960 46,6 0,45 (7)
Esso
4T Synthetic
23 15,4 (3) 96,66 127 (3) 220 (3) 1234 (9) 2195 54,5 0,6 (5)
Тexaco
Havoline Formula 3
22 17,8 (4) 156,2 112 (1) 216 (2) 1166 (8) 2067 46,2 0,45 (7)
Castrol Super GP 19 14,3 (3) 126 105 (2) 220 (3) 980 (4) 1960 46,5 0,45 (7)
Еsso 4T Special 17 17,1 (4) 148,3 111 (2) 228 (3) 784 (1) 2067 32,6 0,45 (7)
BP
Super 4-T
15 17,6 (4) 127,5 120 (2) 216 (2) 784 (1) 1960 39 0,5 (6)

Недостаточный уровень масла опасен – это может привести к тому, что маслозаборник может оказаться в воздухе. Пройдет ещё несколько секунд – и мотор заклинит. Проверяйте уровень масла!