При выборе моторного масла необходимо руководствоваться рекомендациями производителя автомобиля. Однако сам производитель не дает однозначного совета, предоставляя на выбор владельца сразу несколько типов масел. Например, часто можно увидеть в числе рекомендуемых смазочных жидкостей масла с обозначениями SAE 0w-40 и 5w-40.


Моторные масла 0W-40 и 5Ц-40


Но в чем между ними разница и как выбрать то масло, которое будет идеальным для автомобиля?


Давайте будем разбираться.

В каких случаях масло 0w-40 лучше 5w-40

Многие считают, что, согласно спецификации SAE, основное отличие масел 5w-40 и 0w-40 состоит в температурах замерзания. То есть 5w потеряет свою текучесть при -35 °C, а 0w – при -40 °C. Именно такие значения приведены на многочисленных графиках и в таблицах, выложенных в Интернете. Именно так объясняют на автофорумах и в автошколах.


0w выгоднее при эксплуатации в сильные морозы. При температурах ниже -20°C это масло менее вязкое, за счет чего двигатель легче заводится. Масло быстрее поступает в зону трения, обеспечивая лучшую защиту двигателя и вспомогательных агрегатов.


Кроме того, считается, что масло 0w лучше использовать, если преобладают короткие поездки, особенно осенью и зимой, когда двигатель не успевает хорошо прогреться. В этом случае менее вязкое 0w будет менее затруднять работу ДВС и окажется более выгодным. Согласно заявлениям производителей масла 0W в этом случае обеспечат до 5 % экономии топлива по сравнению с маслами 5W.

На самом деле это немного не так. Стандарт SAE устанавливает предельные значения низшей температуры, при соответствии которым масло попадает в тот или иной класс. Реальные температуры замерзания могут существенно отклоняться в сторону более низких температур.

Так, например, масло TOTAL QUARTZ 9000 Future с обозначением 5w реально замерзает при температуре -44 °C. Некоторые же современные PAO синтетические моторные масла 5W-40 замерзают только при -54 °C.

Еще одним преимуществом масел 0W-40 является их основа. Базовыми для их изготовления являются синтетические жидкости, полученные исключительно путем синтеза на молекулярном уровне.


Полностью синтетические масла более стабильны и позволяют получить меньшую вязкость при низких температурах.

Преимущества и недостатки 5w-40

Основным преимуществом масел 5W считается их стоимость. Как правило, за счет полусинтетической основы они гораздо дешевле синтетических смазочных жидкостей с обозначением 0W.

Однако следует понимать, то существуют дешевые и дорогие масла 5W-40.

Первые изготовлены из нефтепродуктов путем гидрокрекинга с небольшим количестовм присадок. Некоторые производители таких гидрокрекинговых масел заявляют свои продукты как синтетические, однако это не совсем так. Эти жидкости имеют неплохие характеристики, но все же уступают синтетике.

В некоторых странах, например, в Германии, на законодательном уровне запрещено гидрокрекинговые масла обозначать словом Synthetic.


Современные качественные 5w моторные масла более дорогие, их цена может приближаться к синтетике 0w. Они изготовлены на основе ПАО-синтетических масел, из газа (GTL) или из высококачественного крекинга с самыми современными технологиями очистки и добавлением большого количества сбалансированных присадок.


Присадок больше, чем в синтетических маслах, поэтому вязкость таких масел повышается. За счет большего количества присадок масла 5W часто оказываются лучше синтетических. Они эффективнее снижают износ, вибрации и шума двигателя, обеспечивают экономию топлива при долгой езде на трассе, замедляют старение масла (окисление) при перегреве и при использовании плохого топлива.

Современные качественные 5w моторные масла не замерзают при -40 °C и вполне способны эксплуатироваться в морозы. Однако за счет большей вязкости при -35 °C и холоднее запуск двигателя будет происходить сложнее и вести к повышенному износу агрегата, пока он не прогреется.

В некоторых случаях использование дорогих 5W жидкостей также оказывается более преимущественным.

Например, при более нагруженной эксплуатации, когда перевозится много пассажиров, сильно загружен автомобиль, используется автоприцеп.


Загруженный автомобиль


В этом случае повышенная вязкость сыграет положительную роль. Между деталями образуется более плотная масляная пленка, которая обладает лучшими защитными свойствами.

Дорогое масло 5W дольше сохраняет свои свойства при частой езде на легковом автомобиле в городских пробках. Обычное масло в таких условиях полностью теряет свои свойства уже на 5-8 тыс. км. Качественное 5w выдерживает около 10 тыс. км.

Так какое масло все же лучше?


Ответ тут может быть только один – нельзя назвать лучшее или худшее масло для всех автомобилей и всех условий эксплуатации. Есть то, которое наиболее эффективно будет работать именно с вашим автомобилем.


Тут играет некоторую роль технология производства масла. Если масло сделано на основе гидрокрекинга, то оно не сможет в полной мере выполнять функцию теплоотвода в современных двигателях со смежными системами.

Поэтому большинство автоконцернов рекомендуют использовать для своих моторов синтетические жидкости с индексом 0W-40.


Тем не менее нельзя сказать, что масла 5W-40 хуже. Они более эффективны при выполнении других задач.


В зависимости от степени износа двигателя зазоры между трущимися поверхностями у всех машин увеличиваются. Заполнить эти зазоры и образовать там полноценную защитную пленку сможет только масло с большей вязкостью.

Именно поэтому для средней полосы России для автомобилей с более изношенными двигателями специалисты ремонтных организаций рекомендуют использовать масло 5W-40.

В новые двигатели лучше заливать масло 0W-40, которое имеет более высокую текучесть, но обеспечивает полноценную защиту современных высоконагруженных и форсированных двигателей.

Если предстоит зимняя эксплуатация автомобиля при хранении автомобиля в теплом гараже, то можно заливать масло с 5W-40, так как при таком режиме хранения даже в мороз проблем с запуском двигателя не будет.

Если автомобиль зимой хранится на открытом воздухе, то для облегчения запуска лучше использовать более жидкое масло 0W-40.


Оптимальным вариантом будет менять масло перед каждой сменой сезона. На зиму можно заливать 0w-40, а на теплое время года – 5w-40.


Но, в любом случае, необходимо ориентироваться на рекомендации автопроизводителей, обращая внимание не только на индекс SAE, но и допуски масел по API и ACEA.