2-тактные двигатели, в отличии от своих 4-тактных «коллег», не имеют отдельной масляной системы. В них отсутствует масляный картер, циркуляционный масляный насос, масляный фильтр.
Отсутствие отдельной системы смазки в 2-тактных двигателях заменяется добавлением моторного масла прямо в топливо.
Из названия следует, что их рабочий цикл (сжатие, расширение) состоит из двух тактов. В двухтактных двигателях смазывание осуществляется топливной смесью (бензин + масло), или через прямой впрыск масла в цилиндр.
Что происходит дальше? Топливо сгорает, а частицы масла улетучиваются вместе с выхлопными газами, потому для 2Т-двигателей насущной проблемой является достижение полного сгорания масла и дымообразования.
Моторные масла для 2-тактных двигателей
Поговорим о моторных маслах для двухтактных двигателей. Двухтактное моторное масло состоит из базового масла и присадок, по аналогии с маслами для четырехтактных двигателей. Тем не менее, разница есть.
Присадки здесь используются немного другие. В роли присадок применяются растворители, улучшающие смешивание масла с топливом, перекачку и распыление масла. Содержание растворителей в простых 2Т-маслах – примерно 20 %.
В ряде случаев это может негативно сказаться на смазывающих свойствах при высокой температуре. Слишком много присадок сразу использовать нельзя (они повышают индекс вязкости), так что если вы видите перед собой масло для двухтактных двигателей с высоким индексом вязкости, то знайте, что его базовое масло имеет хорошие свойства.
Сегодняшние 2Т-тактные двигатели рассчитаны на работу при больших оборотах и предъявляют высокие эксплуатационные требования к смеси.
Смесь топлива и масла должна способствовать быстрому и полному сгоранию без риска возникновения нагара. Это условие достигается, во-первых, за счет применения двухтактных масел с малым количеством золы, во-вторых, за счет соблюдения грамотного соотношения масла и бензина.
Такие соотношения разрабатываются производителями двигателей и обязательны к исполнению.
А если смесь недостаточно концентрированная? Недостаточное количество смазки грозит быстрым перегревом, заклиниванием и повышенным износом двигателя. Если же вы перестарались и излишне обогатили смесь смазкой – то это вызовет дым и нагар на свечах зажигания, инжекторах и поршнях.
Применение масел в 2Т-двигателях зависит от условий, в которых эксплуатируется двигатель.
Авиационные двигатели эксплуатируются в тяжелых условиях, при высоких температурах. Помимо этого, авиадвигатели подвержены серьезным колебаниям температур.
В отличие от, например, подвесных лодочных моторов, которые эксплуатируются при постоянно низкой температуре, без перепадов. Так что, как видно, двухтактные двигатели бывают разные и в них нужно заливать подходящее им масло.
Основным показателем качества масла для 2-тактного двигателя является уровень его сгорания в цилиндрах. Качественное масло защищает двигатель, не позволяя выделяться большому количеству дыма, сажи, смол. А чем меньше такой "грязи", тем лучше двигателю.
Применение хорошего масла снижает износ двигателя и оставляет чистым выхлоп. По этой причине в маслах для 2-тактных двигателей не рекомендуется применение присадок на металлической основе, поскольку они сгорая, они формируют зольные производные, обладающие сильным абразивом.
Свойства масел для 2-тактных двигателей
Масла для 2-тактных двигателей должны иметь хорошую смазывающую способность, высокие антикоррозионные свойства (особенно важно для двигателей судов и моторных лодок, работающих в соленой воде), способность противостоять износу. Далее, масло должно длительное время противостоять коррозии в при простое двигателя. В большинстве случаев, масла для 2-тактных двигателей уже содержат необходимые присадки.
А если ошибиться с маслом…
Залил в 2-тактный двигатель некачественное или несоответствующее масло (например, масло для 4-тактных двигателей) ? Жди большого нагара в цилиндрах, закоксовывания поршневых колец, серьезного износа элементов ЦПГ.
Отложение зольных частиц на наконечниках свечей может вызвать образование калильного зажигания (т.е. вспышки в цилиндрах будут получаться не от искры зажигания, а произвольно – от раскаленных частиц золы).
Для подвесных лодочных моторов – как с воздушным, так и с водяным охлаждением, – допускается использование беззольных масел. Наиболее качественными среди них являются масла Shell, Mobil, Esso.
Классификация API для масел для двухтактных двигателей (ред. 1993 г.):
- TA (TSC-1) Масла для малых двигателей (объем до 50 см3), с воздушным охлаждением; например, двигатели мопедов, сенокосилок, электрогенераторов
- TB (TSC-2) Масла для скоростных двигателей (объем 50-200 см3), с воздушным охлаждением, работающих при большой нагрузке; например, двигатели мотороллеров, мотоциклов, бензопил
- TC (TSC-3) Масла для двигателей с высокими требованиями к качеству масла, (объем 50-200 см3); двигатели мотоциклов, снегоходов и др. (не считая моторных лодок); отвечает требованиям ASTM D 4859-88
- TD (TSC-4) Масла для подвесных двигателей моторных лодок, с водяным охлаждением; отвечают требованиям качества ASTM D 4681-87 и NMMA TC-W
Многие из двигателей для моторных лодок имеют водяное охлаждение.
Экологические требования к маслам для этих двигателей довольно жестки – особенно по уровню дымообразования и биоразлагаемости. Кто выставляет такие требования?
Уровень качества таких смазочных материалов определяется NMMA – "Национальной Ассоциацией Производителей Судовых Двигателей (National Marine Manufacturers Association). Сегодня существует 3 класса качества по системе NMMA TC-W (TC-W – Two cycle water cooled) в порядке ужесточения требований: NMMA TC-W; TC-W II; TC-W3.
Теперь о том, как обозначаются двухтактные масла для мотоциклов. Огромный опыт изготовления и эксплуатации накоплен в Японии. 4-тактные двигатели также не остались неохваченными японским вниманием. Таким образом, стандарты качества спецификации JASO (Japanese Automobil Standards Organisation) становятся все более распространенными.
Спецификация JASO M-345 оговаривает классы качества масел:
- JASO FA, – двухтактные двигатели мотоциклов и пр. устройств
- JASO FB, – двухтактные двигатели мотоциклов и пр. устройств
- JASO FC, – двухтактные двигатели автомобилей и пр. устройств, бездымное масло
- JASO MA, – четырехтактные двигатели мотоциклов. Масло отличается высоким коэффициентом трения
- JASO MB, – четырехтактные двигатели мотоциклов, отличается низким коэффициентом трения