Еще совсем недавно группа SJ была последней ступенью современной американской классификации моторных масел API.
Казалось бы, масла этой группы можно использовать для двигателей любых автомобилей. Однако нужно помнить о некоторых дополнительных требованиях, предъявляемых разными автопроизводителями. Так, в Европе существует своя классификация моторных масел – АСЕА – подразделяющая их на группы А1, А2, АЗ (для бензиновых двигателей) и В1, В2, ВЗ (для легковых дизелей). Следовательно, для иномарки европейского производства масло следует подбирать, скорее, по этой классификации. Большинство масел группы SJ удовлетворяет требованиям АСЕА А2, В2 или АСЕА АЗ, ВЗ.
Довольно жесткие дополнительные требования к термостабильности моторного масла предъявляют современные двигатели фирмы «Volkswagen», поэтому масло для них должно иметь специальный допуск VW 505.01 (не путать с более «мягким» допуском VW 505.00). Увеличенного интервала замены масла требуют современные автомобили «Mercedes», «Porsche» и некоторые другие.
Все образцы современных моторных масел группы SJ должны быть соответствующим образом маркированы. Почти все они имеют класс вязкости SAE 10W-40 – пожалуй, самый ходовой в нашей стране.
Теперь о методах, которыми испытывают масла. Помимо привычных, к ним можно добавить «нейтрализацию искусственного загрязнителя». Суть этого метода в следующем. В масло добавляют около 20 % тарированной «грязи», и спустя 10 минут проверяют качество диспергирования примеси в масле (ее измельчения и растворения). Проверку ведут фотоэлектрическим методом при высокой температуре. Чем лучшие диспергирующие свойства демонстирирует масло, тем меньше указанный в таблице показатель. Данный показатель во многом определяет вредное влияние масла на рабочий процесс в цилиндре.
Еще два показателя, которые измеряются в ходе тестов – это изменение оптической плотности и вязкости масла. Оптическая плотность всегда растет, свидетельствуя об общем ухудшении качества, а вязкость способна меняться в любую сторону. Это может быть вызвано двумя факторами – разложением загущающей присадки (снижение вязкости) или окислением основы (повышение вязкости).
Поскольку оба процесса протекают одновременно, по изменению вязкости можно судить о преобладании одного из них над другим. И, наконец, еще два параметра – это коррозия металла, который контактирует с испытуемым маслом, и расчетная температура гарантированного пуска. Естественно, что чем коррозия меньше, а температура ниже, тем лучше.
Наиболее общий показатель качества масла – оптическая плотность. У синтетических масел группы SJ она должна быть на уровне 0,1-0,2 (чем меньше, тем лучше), а у «полусинтетики» той же группы – 0,17-0,32. В ходе испытаний обязательно проводится оценка пусковых свойств масел. Расчетная температура гарантированного холодного пуска для масел 5W-40 – -22...-24 °С, для 0W-40 – -24...-29 °С.
Все производители моторных масел добиваются, чтобы их продукты имели отличные показатели по указанным параметрам. Например, масла компании Shell имеют сразу три лучших показателя: по оптической плотности и степени коррозии металла на промежуточном финише (9 тыс. км условного пробега), а также по нейтрализации искусственного загрязнителя.
Моторные масла Castrol характеризуются лучшими пусковыми свойствами (среди масел 10W-40) и показателями коррозии после 15 тыс. км. пробега. Они являются одними из лучших масел по оптической плотности и имеют самую низкую зольность.
Масла ВР характеризуются уникальной сбалансированностью пакета присадок и основы с точки зрения стабильности вязкостных свойств; показывают очень хороший результат по оптической плотности. ЛУКОЙЛ отличаются низкотемпературными свойствами и высокой остаточной щелочностью. Esso, наряду с Castrol, демонстрируют лучший результат по холодному пуску (среди масел 10W-40). Кроме того, моторные масла Esso хорошо сбалансированы по вязкости.
Лучшие результаты показывают продукты тех компаний, которые осуществляют полный цикл производства масел, начиная с добычи нефти. Тому есть объяснение: сложный технологический процесс требует контроля на всех стадиях.