Наличие осадков в двигателе представляет большую опасность. Они могут закупорить маслопроводные каналы, маслопроводы и фильтры, что приведет к нарушению нормальной подачи масла. Это грозит выплавлением вкладышей подшипников, задиром шеек коленчатого вала и даже поломкой двигателя. Если масляный фильтр "забит", к трущимся поверхностям поступает неочищенное масло, вследствие чего резко повышается износ деталей и возникает опасность пригорания поршневых колец.


Осадки в двигателе представляют собой липкие мазеобразные вещества от серо-коричневого до черного цвета, откладывающиеся в картере, клапанной коробке, маслосистеме и на фильтрах двигателя. В основном, это эмульсия воды в масле, загрязненном различными примесями.

Основная причина образования осадков – попадание воды в масло. Состав осадков непостоянен и в значительной степени зависит от условий, при которых он образуется.


Соотношение веществ, входящих в состав осадков, может резко меняться, однако их содержание колеблется в следующих пределах:

  • Масло – 50...85 %
  • Вода – 5...35 %
  • Топливо – 1...7 %
  • Оксикислоты – 2...15 %
  • Асфальтены – 0,1...1,5 %
  • Карбены, карбоиды – 2...10 %
  • Зола – 1...7 %

С увеличением вязкости масла количество осадков в двигателе уменьшается. Масла, неустойчивые к окислению, быстрее и в большей степени образуют осадки, чем стабильные масла. Масла со специальными присадками менее склонны к осадкообразованию, чем чистые, поскольку присадки придают им свойство лучше удерживать нерастворимые примеси и сопротивляться окислению. Эффективный пакет присадок, разработанный специалистами Texacо, позволяет лучше противостоять воздействию температур, нагрузок и скоростей.

Масло меньше окисляется и пенится. В результате наблюдается ощутимое снижение отложений. Двигатель не только долгое время остается чистым, но и надежнее смазывается даже в самых экстремальных условиях эксплуатации. Высокая стойкость масла Texaco к окислению обеспечивает постоянство его химического состава, способствует снижению износа двигателя и продлению его ресурса.

При наличии в двигателе осадков качество свежезалитого масла сразу же ухудшается. Кроме того, осадки со временем уплотняются, и очистить детали от них становится трудно даже механическим способом.


Чем чаще меняется отработанное масло, тем меньше осадков образовывается в двигателе.

Из камеры сгорания в картер двигателя прорываются пары воды и газа, способствующие образованию осадков. Для удаления паров существует система вентиляция картера двигателя. При ненадлежащей вентиляции даже самые лучшие сорта бензина и масла не предотвратят появление осадков. Необходимо также учитывать температуру воздуха на входе в карбюратор: с ее повышением осадкообразование в двигателе уменьшается.

Возможность конденсации паров воды в картере меньше при высокой температуре охлаждающей жидкости. С понижением температуры наблюдается обратная зависимость. Из других немаловажных факторов следует упомянуть фрикционный состав горючего. Чем он тяжелее, тем большее его количество проникает в картер, что приводит к усилению осадкообразования.

При работе двигателя на этилированных бензинах в моторное масло вместе с топливом попадает свинец, соединения которого резко ускоряют процесс образования осадков. Этому также способствует плохое смесеобразование и сгорание горючего.


Весьма существенным фактором, влияющим на появление осадков, является режим работы двигателя. Причем наиболее благоприятные условия для осадкообразования создают легкие режимы.

Для дизельных двигателей самую высокую степень защиты от образования нагара, износа деталей двигателя и окисления масла предполагают эксплуатационные требования API CF и ACEA B3-98. Современные технологии производства смазочных материалов позволяют создавать моторные масла, полностью соответствующие этим требованиям.

Например, масла от Texaco специально разработаны с целью получения допусков тех европейских автомобилестроителей, которые уделяют особое внимание проблемам износостойкости. Моторное масло Texaco Havoline Diesel SAE 15W-40 прекрасно подходит для двигателей, работающих на обедненной смеси и, как следствие, особо нуждающихся в защите от образования отложений.

При строгом соблюдении предписаний производителя автомобиля в части класса вязкости и сервисной категории масла использование Havoline Diesel значительно продлевает срок службы двигателя.


Эксплуатация автомобиля с небольшой скоростью, малыми нагрузками, частыми и длительными остановками, работой двигателя на холостом ходу приводит к более сильному загрязнению картерного масла продуктами неполного сгорания горючего.

Максимально снижают и компенсируют все вышеперечисленные неблагоприятные факторы моторные масла Shell. Они производятся либо на основе высокоочищенных минеральных базовых масел (технология HVI), либо на базе полусинтетических или полностью синтетических базовых масел (технология XHVI - ноу-хау Shell).