Магистральные автобусы, грузовые автомобили и тягачи дальнего следования выделяются специфическими условиями эксплуатации. На них установлены мощные и скоростные дизельные двигатели нового поколения, выполненные с высокой точностью.

Они максимально приспособлены к тяжелому режиму работы. Такие двигатели, называемые «дизелями особо высокого качества» (Super High Performance Diesel и Ultra High Performance Diesel), отличаются своей экономичностью, продленным сроком эксплуатации масла и уменьшенным количеством вредных выбросов.

Специально для них была создана новая категория масел SHPD и UHPD особенно высокого качества со значительно продленным интервалом замены. Эти масла позволяют полнее использовать положительные конструкционные особенности дизельных двигателей. 


Существуют масла для мощных и скоростных дизелей SHPD и UHPD категорий АСЕА-02 ЕЗ, Е4, Е5; АСЕА-04 Е4, Е6, Е7; API CI-4, СН-4, API CG-4.


Американские и европейские дизельные двигатели несколько отличаются своей конструкцией. От этого зависят и требования, выдвигаемые к качеству масел. Европейские двигатели характеризуются гораздо меньшим зазором между поршнем и стенкой цилиндра, а также другой конфигурацией головок поршней. Поэтому для этих двигателей важно предотвратить процесс «полирования цилиндров», возникающий вследствие скапливания в кольцевых канавках углеродистых отложений, и «выровнять» хонингованную поверхность поршня.

Масляная пленка стирается с гладкой поверхности кольца, что приводит к нарушению смазывания и увеличению расхода масла, поэтому во всех европейских спецификациях на моторные масла для мощных дизельных двигателей максимальная степень полировки цилиндров ограничивается. Причем допустимая величина такого износа снижается с 8 % 2 % по мере повышения класса масла от Е2 до Е5 (согласно АСЕА-02).


Для обеспечения продленного интервала замены масла SHPD обладают высокой стабильностью к окислению, имеют большой резерв щелочности (10-17 мг КОН/г) и, соответственно, характеризуются повышенной сульфатной зольностью (до 1,8-2,0 %).


Наличие в их составе новых высокотехнологичных пакетов присадок обеспечивает высокие моющие свойства этих масел при меньших значениях щелочного числа и более низкой зольности.

Пробег на маслах SHPD и UHPD может быть продлен до 45-60 тыс. км (для спецификации «Volvo» – VDS и VDS-2, соответственно) и даже до 90 тыс. км (MB Blatt 228.5). Однако стоит помнить, что сложный городской режим эксплуатации требует более частой замены масла (примерно в 2 раза чаще).

По своему качеству ближе к маслам SHPD и UHPD  находятся американские масла уровня API CF-4, CG-4, СН-4 и CI-4.