Автомобильный транспорт загрязняет атмосферу токсичными веществами больше, чем различные отрасли промышленности. Поэтому эмиссии оксида углерода, несгоревших углеводородов, оксидов азота и твердых частиц с отработавшими газами автомобильных двигателей уделяется особое внимание. Например, в странах Европейского союза с 1992 года стали вводится нормы эмиссии токсичных веществ, получившие обозначение Euro-1. Каждые последующие четыре года они значительно ужесточались. В 1995 году был введен Euro-2, в 1999-м – Euro-3, в 2005 – Euro-4, а с октября 2008 г. действует Euro-5.

Для выполнения экологических требований к автомобилям в рабочий процесс и конструкцию их двигателей были внесены изменения, повлекшие за собой необходимость применения моторных масел с измененными свойствами. С целью уменьшения образования оксидов азота в процессе сгорания в дизельных двигателях ряда моделей была установлена система рециркуляции отработавших газов.

Некоторая часть этих газов возвращается на впуск и поступает вместе с воздухом в цилиндры двигателя. Снижение содержания кислорода в свежем заряде приводит к существенному уменьшению образования оксидов азота, но одновременно значительно увеличивается загрязнение масла сажей и ускоряется его старение. Поэтому в двигателях с рециркуляцией отработавших газов применяют масла с повышенной стойкостью к старению, улучшенными антиокислительными, противоизносными и диспергирующими свойствами.


Выполнение экологических требований к автомобилям, установленных нормами Euro 4, возможно только при оборудовании выпускной системы дизеля сажевым фильтром, каталитическим дожигателем СО и СН, каталитическим нейтрализатором оксидов азота. Моторное масло должно быть совместимо с этими агрегатами.


Совместимость достигается строгими ограничениями химического состава масла. Сера и фосфор являются активными элементами противоизносных и антиокислительных присадок, но они «отравляют» катализаторы. Поэтому их содержание в масле, совместимом с катализаторами, должно быть низким. Моющие присадки, обязательно входящие в состав моторных масел, представляют собой металлоорганические соединения.

При сгорании масла, попадающего в камеру сгорания, образуются частицы золы, состоящие из оксидов и солей металлов, входящих в состав присадок. Зольные частицы забивают поры сажевого фильтра и не дают возможности полностью его регенерировать. Поэтому сульфатная зольность масел для двигателей, соответствующих нормам Euro-4 и Euro-5, должна быть в 2 раза ниже зольности масел предшествующих поколений.


В классификации моторных масел Ассоциации европейских производителей автомобилей (АСЕА) имеется класс «С», все категории которого совместимы с катализаторами.


Это универсальные масла для бензиновых двигателей и дизелей легких транспортных средств. В классе «Е» дизельных масел для большегрузных автомобилей и многоместных автобусов имеется категория Е6-04. Масла, относящиеся к этой категории, совместимы с катализаторами и сажевыми фильтрами, так как их сульфатная зольность не более 1,0 %, а содержание фосфора и серы – не более 0,08 и 0,3 % соответственно.

В 2008 году класс «Е» будет дополнен категорией Е9-08, в которую войдут масла для двигателей, соответствующих нормам Euro-5. Аналогичная категория будет введена в американскую классификацию АРI с обозначением CJ-4. Такие же требования к составу моторных масел содержатся и в новых спецификациях автопроизводителей, например, DaimlerChrysler MB228.51 или MAN М 3477.

Следует обратить внимание еще на один аспект – экологичность моторных масел. Энергосберегающие масла (к ним относятся все масла класса «С» по АСЕА) уменьшают расход топлива на несколько процентов. При этом снижается не только эмиссия токсичных веществ, но и выброс СО2, дающего парниковый эффект.