Произвести знакомое всем автолюбителям моторное масло совсем не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Масло класса "премиум" – это продукт высоких технологий, состоящий из десятков сложных компонентов. Главная задача производителя – найти оптимальный баланс, получить композицию, идеально отвечающую эксплуатационным требованиям.
Однажды в Москве произошел любопытный случай: в один из зимних дней из строя вышли сразу несколько тысяч автомобилей. Как выяснилось, причина поломок во всех случаях была одной – использование моторного масла, неадаптированного для российских климатических условий. После резкого понижения температуры в течение очень короткого промежутка времени одна из присадок, примененных в самом популярном на российском рынке масле 10W-40 – модификатор вязкости – выпала в осадок с образованием полимеров, блокировавших масляные каналы, что и привело к поломке двигателей.
Таким образом, моторное масло должно соответствовать климатическим условиям и выполнять следующие основные функции:
- Снижать трение и защищать двигатель от износа
- Уменьшать воздействие на детали различных загрязнений, образующихся в условиях агрессивной среды и высоких температур: сажи, смолистых отложений, продуктов окисления
- Охлаждать детали двигателя: поршни, шатуны, газораспределительный механизм, подшипники распределительного вала и коленвалов
Эти задачи решаются двумя способами: улучшением свойств базового масла (масла-основы) и применением комплекса присадок.
Базовое масло и комбинация присадок – залог качества любого моторного масла.
Основу высококачественного моторного масла составляет так называемое базовое масло. Именно оно задает исходные параметры итогового продукта. В известных компаниях, специализирующихся на производстве смазочных материалов, действует строжайший входной контроль – масло с отклонениями, не соответствующими требуемым параметрам, в основное производство не допускается, что позволяет говорить о высокой стабильности качества базового продукта.
Однако от качества базового масла зависят лишь начальные характеристики конечного продукта. Большая роль отводится вводимым в его основу присадкам. В масло добавляются компоненты, который делает его полусинтетическим, вводятся депрессант температуры застывания, загуститель, который делает из сезонного масла всесезонное, а также пакет различных дополнительных присадок, отвечающий за соответствие эксплуатационных характеристик стандарту Американского института нефти (API). Присадки, количество которых может достигать нескольких десятков, выполняют антикоррозионные, антиокислительные, моющие и другие функции. Применение присадок также снижает расход топлива, увеличивает срок службы двигателя. Как результат – более качественное масло оказывается выгоднее дешевых аналогов.

К примеру, в новой линейке моторных масел ТНК Magnum используются только передовые импортные патентованные присадки. Однако применение самых лучших компонентов еще не гарантирует качество готового продукта. Если при производстве применять присадки по отдельности или использовать непроверенную технологию, то предсказать, как поведет себя масло в агрессивной среде двигателя, невозможно.
Чтобы получить необходимую, точно cбалансированную композицию присадок, при производстве масла важно использовать проверенную комбинацию всех компонентов.
Ведь масло должно одновременно обладать достаточной вязкостью для применения в двигателях европейских автомобилей и быть достаточно маловязким в суровых условиях русской зимы и т. п. Отсюда и складывается необходимость баланса по всем показателям: вязкость, эксплуатационные характеристики, и, наконец, цена – доступная рядовому потребителю.
Качественный сам по себе загуститель часто вводится в базовое масло в твердом виде. А для нормальной работы моторного масла в холодном климате нужно использовать в производстве жидкий концентрат. При разработке ТНК Magnum специалисты ТНК провели тесты 20 различных импортных модификаторов. В итоге получили не только отвечающий всем требованиям продукт, но и технологию растворения и даже установку для производства концентрата. Более того, в компании была разработана новая уникальная методика измерения колебания динамической вязкости при низких температурах. Эта технология позволяет проверить, насколько хорошо загущающая присадка растворилась в масле.
Вязкость масла должна быть стабильной.
Безусловно, приобретая продукт премиум-класса, покупатель вправе надеяться, что свойства масла останутся неизменными на протяжении срока службы до следующей замены. В процессе эксплуатации масла молекулы загустителя, раскрученные при повышенной температуре и подвергнутые высоким механическим нагрузкам, разрываются, и загуститель постепенно теряет свои свойства, а масло, соответственно, теряет вязкость.
Поэтому при производстве высококачественного моторного масла, например, ТНК Magnum, не только используют модификаторы вязкости, а меняют структуру самих молекул базового масла. В результате вязкость остается постоянной на протяжении всего срока службы, и, залив в двигатель масло 10W-40, вы можете быть уверены, что на выходе его показатели останутся неизменными. Эта характеристика называется stay-in-grade и является обязательным требованием стандарта API для продуктов класса SH и выше.
Сейчас на полках автомагазинов представлен большой ассортимент моторных масел премиум-класса, включающий продукцию как мировых так и российских производителей. Для покупателя главное – определить продукт, максимально подходящий ему по соотношению цена/качество.
Новая линейка TNK Magnum включает в себя широкий спектр всесезонных минеральных, полусинтетических и синтетических моторных масел (5W-40, 5W-30, 10W-40, 15W-40), что позволяет покупателю подобрать масло, идеально подходящее именно для его автомобиля, стиля вождения и климатических условий региона.