Новый стандарт моторных масел для дизельных двигателей вызван ужесточением требований к экологическим характеристикам моторов. Так, в выхлопе двигателей, выпускаемых с 1 октября 2002 года, должно быть вдвое меньше окислов азота, по сравнению с нормами 1998 года. Из-за этого в конструкцию силовых агрегатов вносятся изменения, направленные на снижение токсичности отработавших газов, в частности, схема рециркуляции выхлопных газов ERG (Exhaust Gas Recirculation).
Однако использование охлажденных газов создает ряд проблем, требующих существенного улучшения эксплуатационных характеристик смазочного материала, а именно:
- Усиленные противокоррозионные свойства (так как при охлаждении горячих газов конденсируется водяной пар и создается большое количество коррозионно-агрессивных кислот)
- Повышенные моющие свойства (в агрегатах с рециркуляцией выхлопных газов допускается использование топлива с содержанием серы до 0.5 % масс, что способствует накоплению коррозионно-агрессивных кислот при сгорании сернистого топлива)
- Повышенные диспергирующие свойства (снижение максимальной температуры сгорания приводит к образованию большего количества сажи)
- Более высокая термоокислительная стабильность (рабочая температура масла повышена до +130 °С)
- Низкая испаряемость (снижены потери на испарение под воздействием газов при рабочей температуре +370 °С)
Все указанные свойства тщательно проверяются при аттестации моторного масла на категорию API CI-4. Проводятся длительные испытания на двигателях с EGR, во время которых оценивается влияние насыщения масла сажей на износ клапанов, цилиндро-поршневой группы и подшипников, а также ресурс фильтров. Дополнительно проверяются высокотемпературная вязкость, прокачиваемость при низких температурах и совместимость с материалом уплотнений (нитрилом, силиконом, полиакрилатом и фторуглеродным материалом).
Масла API CI-4 разработаны для двигателей с системой перепуска отработавших газов, но обеспечивают лучшую защиту и для обычных дизелей (без EGR), полностью заменяя масла всех ранних спецификаций – API CH-4, CG-4 и CF-4.
В классификации API и ILSAC введены новые классы масел, получившие обозначения SL и GF-3. Введение новых классов было связано с повышением требований к моторным маслам.
В частности, ужесточились проходные оценки:
- По определению склонности масел к образованию высокотемпературных отложений (лаки, нагары)
- По допустимой потере масел на испарение (меньший расход на "долив", снижение "угара" масла и склонности к образованию лаков и нагаров)
- По пенообразованию (излишнее пенообразование ведет к потере смазывающих свойств масла в тонкой пленке)
Однако главным стало введение новых методов испытаний:
- Метод оценки энергосберегающих свойств: увеличена норма экономии топлива, введена проверка сохранения энергосберегающих свойств масла при его длительной работе в двигателе (то есть работавшего масла)
- Метод, контролирующий противоизносные свойства масел по износу кулачков распредвала двигателя Nissan KA24E;
- Окисляемость масел и противоизносные свойства оценивают новым методом при более высокой температуре (+155 °С), при этом увеличена длительность испытания (с 64 до 80 часов; снижено допустимое увеличение вязкости при +40 °С; снижен допустимый средний износ пары кулачок-толкатель;
- Противокоррозионные свойства масел новых классов оценивают методом Ball Rust Test (стальной шарик, имитирующий деталь гидротолкателя, в течение 18 часов подвергается воздействию кислот и воздуха), а не моторными испытаниями
- Впервые предписано определение динамической вязкости работавших масел для оценки сохраняемости их пусковых свойств
Таким образом, моторные масла класса SL должны существенно отличаться от масел класса SJ, хотя существует определенное мнение, что масла класса SJ имеют определенный запас функциональных свойств, который и нашел свое "воплощение" в маслах уровня SL.