Если долго не менять масло, его вязкость может понизиться. Это может произойти также по причине неисправностей в системе вентиляция картера. Для того, чтобы избежать возможных проблем, необходимо своевременно производить очистку и промывку деталей системы вентиляции.

Определить вязкость масла можно, растирая его между пальцами. О снижении качества могут говорить наличие твердых крупинок (продуктов износа деталей) или ощущение тепла. Кроме того, в масло может попасть охлаждающая жидкость (например, из-за износа прокладки головки блока цилиндров). Для того, чтобы выявить ее содержание, нужно налить масло в стакан и дать ему отстояться – ОЖ опустится на дно. В этом случае масло подлежит обязательной замене.


Потеря давления масла и снижение его вязкости могут быть вызваны попаданием в картер бензина.

Это случается тогда, когда один из цилиндров отказал или в них поступает переобогащенная смесь – она не сгорает и, просачиваясь в картер, разжижает масло. В этом случае масло необходимо заменить, а причины попадания бензина устранить. Иногда недобросовестные предприниматели в целях удешевления бензина смешивают его с дизельным топливом. Последнее, не сгорая в бензиновом двигателе, также может попадать в картер и разжижать масло, приводя к потере его давления.

Контроль давления масла происходит с помощью специальных приборов. При возникновении подозрений на их неправильную работу необходимо подключить систему к другим, заведомо исправным устройствам и сравнить показания. Если вязкость и давление масла в норме, а все датчики исправны, проблема с маслом может быть обусловлена нарушениями в работе масляного насоса или сетчатоог фильтра маслоприемника. В том случае, если поддон картера деформирован вследствие удара (при езде по неровным дорогам), маслоприемник может быть сильно прижат к нему и не всасывать масло.

Если засорен масляный насос, необходимо снять его (описание этой процедуры имеется в руководстве по эксплуатации автомобиля), разобрать и промыть маслоприемник. Пробку редукционного клапана нужно вывернуть, затем вынуть пружину и плунжер. После проверки целостности и упругости пружины, свободы перемещения плунжера, они очищаются и устанавливаются вместе с медной прокладкой под пробку.

Все детали разобранного насоса промываются бензином и продуваются струей сжатого воздуха. Корпус и крышка насоса также очищаются, а в случае обнаружения трещин меняются. Затем проводится проверка приемного и нагнетательного каналов на засорение и их продувка. Износ шестерен смогут определить только специалисты на стенде.

Перед установкой масляного насоса следует очистить стыковочные плоскости, а новую прокладку густо смазать для лучшего сопряжения с корпусом насоса.


Используемое моторное масло должно соответствовать климатическим и температурным условиям эксплуатации.

Необходимо помнить, что на "летнем" масле зимой ездить нельзя, так как это приводит к сильному загустеванию и нарушению его текучести. Если при прогревании двигателя возникают нехарактерные звуки и загорается лампа давления, обороты добавлять нельзя. В противном случае велик риск повреждения деталей двигателя, т.к. при утрате текучести масла он не может нормально прогреться.


Оптимальное решение – использование всесезонных моторных масел.

Вязкость масла по SAE

Если масло не имеет достаточной вязкости, оно не будет удерживаться на трущихся поверхностях. В результате возникает сухое трение, поэтому многие детали двигателя преждевременно изнашиваются и выходят из строя.

По новому стандарту вязкость обозначается цифрами после буквенного обозначения SAE. Прописная или строчная W ставится только в обозначениях зимних марок масел (SAE 5W, SAE 10W).


В маркировке вязкости всесезонных сортов сначала следует зимний показатель, затем летний (SAE 5W-40, SAE 10w50, SAE 10W/30). Следующий график поможет в определении типа моторного масла в различных климатических условиях.


Замена масла не представляет особой сложности и под силу даже начинающему автомобилисту:

  • Автомобиль устанавливается на горизонтальную плоскость. Перед началом процесса двигатель прогревается в течение 10-15 минут, затем глушится
  • Под поддон картера подставляется емкость для слива отработанного масла. Пробка поддона отвинчивается. После того, как основная масса масла вылилась в емкость, нужно подождать еще некоторое время (примерно 10 минут) для того, чтобы вязкое масло освободило все магистрали системы смазки
  • Пробка снова заворачивается, заливается промывочное масло. С ним двигатель работает около 15 минут, а затем снова глушится. Масло для промывки сливается, старый масляный фильтр снимается, устанавливается новый
  • После заливки свежего масла двигатель опять заводится и некоторое время работает на минимальных оборотах.

При замене масла всегда меняется и масляный фильтр.

При установке нового фильтра рекомендуется налить немного масла в его полость, а также смазать резиновую окантовку на поверхности сопряжения с блоком цилиндров.

Масло необходимо менять не ранее чем после первых 5000 и 15000 км пробега, затем через каждые 10-15 тыс. км (в старых автомобилях чаще, в современных – реже). Масло меняют чаще в районах с особо холодным климатом, в горной, сельской местности, по плохим дорогам.


Моторные масла типов CD и CE предназначены только для дизельных двигателей, для бензиновых их применять нельзя.

Для современных бензиновых двигателях допускается использовать только масла SG и SH. Крайне желательно, чтобы они входили в число рекомендованных руководством по эксплуатации автомобиля. Если какое-либо масло пригодно как для бензиновых, так и для дизельных двигателей, оно обозначается соответствующей маркировкой, например, SF/CD.