Во второй половине XX в., вследствие все ускоряющегося НТП человечество столкнулось с экологическими проблемами. Основным негативным последствием индустриализации экономики стало загрязнение атмосферы.
В результате снижения себестоимости автомобилей они превратились из предмета роскоши в средство передвижения и стали доступным товаром для многих людей. Сегодня автомобильный транспорт является одним из основных источников вредных выбросов в атмосферу.
Существует два подхода к решению данной проблемы: сокращение количества отработанных газов и снижение их токсичности. Но комплексный подход всегда эффективнее.
Бороться с загрязнением атмосферы путем уменьшения количества автомобилей невозможно по понятным причинам, но частично решить проблему можно, снизив расход топлива благодаря усовершенствованию конструкции двигателей и снижению трения.
Также для минимизации токсичности выхлопа разработаны многокомпонентные каталитические дожигатели отработанных газов (“катализаторы”) и фильтры сажевых частиц (DPF) для дизельных двигателей.
Каким же образом могут моторные масла способствовать решению проблемы загрязнения окружающей среды?
Во-первых, использование маловязкого моторного масла способствует меньшим энергетическим затратам на его прокачку по системе смазки, а также меньшему сопротивлению сдвига между поверхностями трения, обеспечивая тем самым более “легкое” движение и вращение деталей двигателя.
Во-вторых, при работе двигателя кроме самого топлива неизбежно сгорает и масло, а его продукты сгорания, попадая в выхлопную систему, способствуют постепенному выходу из строя систем снижения токсичности выхлопа.
Так как в густонаселенной Европе количество автомобилей было всегда самым высоким, то “нехватка кислорода” ощущается там особенно остро.
Европейские производители автомобилей первыми внедрили системы снижения токсичности выхлопа, но по мере совершенствованя их конструкций, столкнулись с проблемами “отравления” катализаторов и закупоривания сажевых фильтров.
В связи с этим, Европейская Ассоциация Автомобильных Инженеров (ACEA) вводит с 2004 года новый класс моторных масел “С” для бензиновых и дизельных двигателей. Введенный класс включает в себя 3 группы: С1, С2, С3.
Основные отличия от привычных классов ACEA “A” и “B” – это значительное снижение содержания сульфатной золы, введение лимита содержания серы и фосфора. Данные изменения способствуют постоянной рабочей эффективности и увеличению срока службы современных сажевых фильтров и каталитических систем выхлопа.
Для С1 и С2 предусматривается пониженная динамическая высокотемпературная вязкость, по аналогии с группами А1 и А5. Значения параметров противоизносных свойств не были изменены, более того, для группы С3 требования жестче (износ кулачка не более 45 нм против < 50 нм), что обеспечивает меньший износ деталей двигателя в процессе эксплуатации.
Компания Castrol всегда была технологическим лидером в производстве смазочных материалов, поэтому разработка новых моторных масел, учитывающих современные тенденции, началась задолго до появления новых классов АСЕА. Поэтому моторное масло Castrol Magnatec 5W-40 C3 на сегодняшний день уже удовлетворяет требованиям АСЕА С3.
В скором будущем появятся целая гамма продуктов сервисного ассортимента, имеющих в своих спецификациях ACEA “C”. Следует учитывать, что масла ACEA “C” подходят не для всех конструкций двигателей, поэтому применение данного класса моторных масел следует согласовывать с требованиями производителей техники.