Уже совсем скоро о том, что необходимо менять моторное масло, водитель будет узнавать не по пройденным километрам, а по сигналу электронного датчика, который сейчас проходит последние испытания. В этом году планируется его внедрение в массовое производство.
Четкого правила о сроках замены масла нет. Многое зависит от свойств самого масла и условий эксплуатации автомобиля. Например, частые короткие поездки, в отличие от редких, но продолжительных, способствуют уменьшению интервала замены. Поэтому в самых современных автомобилях за тем, насколько масло работоспособно, "следит" бортовой компьютер, который, в свою очередь, получает информацию от специального датчика, расположенного в картере. До сих пор подобные датчики измеряли лишь одну физическую величину – диэлектрическую постоянную масла. Но она указывала только на степень его окисления.
Со временем сенсор был усовершенствован, что обеспечило возможность его использования в тяжелых дизельных грузовиках, межсервисные пробеги которых значительно длиннее, чем у легковых автомобилей.
Современный датчик, кроме степени окисления масла, улавливает еще и наличие сажи, а также изменение его вязкости вследствие возможного разбавления дизтопливом.
Вывод о содержании сажи делается на основе измерения электрической проводимости по отношению к переменному току частотой 2-5 МГц. А вязкость масла оценивается по изменению скорости теплопередачи. Для этого специальный нагреватель, размещенный в датчике, подводит к пробной дозе масла строго определенное количество тепла, а термочувствительный элемент фиксирует время прихода этого теплового импульса. Чем масло жиже, тем быстрее конвекция.
О необходимости замены моторного масла водителя извещает сигнальное табло датчика. Учитывая, что сажа и дизтопливо просто так в масло не попадают, ремонтники смогут диагностировать некоторые неисправности автомобиля. Подобные "умные" сенсоры не останутся прерогативой грузовиков – со временем анализ масла станет общедоступным.