Разные модели двигателей предъявляют свои требования к расходу масла. Например, литр масла на тысячу километров – почти норма для V6 или V8, но слишком много для малолитражных автомобилей. В любом случае нужно понимать, что любой двигатель, даже абсолютно новый, расходует масло.

Расход масла происходит путем его угорания в цилиндрах ДВС. Масло покрывает все внутренние поверхности пленкой, не допускающей сухого трения, но сгорающей в камере вместе с топливной смесью. Это понятно, вопрос только в том, сколько именно масла сгорает в двигателе и нужно ли с этим что-то делать.


Опыт владельцев подержанных автомобилей показывает, что даже в очень изношенный двигатель лучше вовремя доливать масло, чем делать его капитальный ремонт.

Повышенный расход масла может быть обусловлен его слишком сильным угоранием или банальным вытеканием. Диагностировать настоящую причину в большинстве двигателей достаточно сложно. Иногда это можно сделать только путем вскрытия ДВС.


За утечку масла ответственны следующие детали двигателя:

  • Прокладка клапанной крышки: в случае недостаточной герметичности подтеки масла хорошо видны на внешних боковых стенках двигателя; через эту прокладку много масла, как правило, не вытекает, но герметичность системы требует восстановления в любом случае
  • Прокладка ГБЦ: вследствие ее повреждения в разных местах масло может уходить наружу и в систему охлаждения (если пробита та часть прокладки, которая находится между рабочими цилиндрами и отверстиями системы охлаждения), в последнем случае двигатель будет внешне сухим, но охлаждающая жидкость помутнеет и поменяет цвет, а масло в двигателе начнет пениться; проблема требует срочного решения, так как возможное попадание ОЖ в моторное масло может привести к выходу двигателя из строя
  • Сальники коленвала и распредвала: сделать вывод об их течи можно по подтекам снизу двигателя и пятнам (лужам) масла на внутренней поверхности защиты картера; проблему необходимо устранить как можно скорее
  • Прокладка поддона картера: ее течь можно увидеть только на подъемнике и при снятой защите во время очередной замены масла
  • Задний сальник коленвала: этот сальник, в большинстве случаев, меняется только при снятии КПП, и увидеть его невозможно; диагностировать течь можно по подтекам в нижней части двигателя со стороны коробки передач
  • Прокладка под масляным фильтром: заменить ее достаточно просто, но если качество самого фильтра низкое, то требуется заменить и его

Повышенный угар моторного масла можно легко диагностировать по черному дыму, выходящему из выхлопной трубы. Если на протяжении длительного срока в двигателе сгорает сверх нормы масла, на краях выхлопной трубы образуется черная маслянистая кромка.

Все двигатели потребляют масло по-разному. Например, в V-образных масла сгорает намного больше, чем в рядных. Количество сгоревшего масла напрямую зависит не только от конструктивных особенностей самого двигателя, но и от режима его эксплуатации. Чем больше обороты, на которых работает двигатель, тем больше он нагревается. Горячее масло становится жидким, в больших количествах остается в рабочих цилиндрах и там сгорает.

Черный дым из выхлопной трубы свидетельствует о повышенном расходе масла

Повышенный расход масла на угар может объясняться несоответствием его параметров характеристикам конкретного двигателя. Например, масло слишком низкой вязкости будет оставаться в цилиндрах и сгорать, а слишком вязкое – образовывать на внутренних стенках очень толстую пленку. В обоих случаях это приведет к повышенному расходу масла. Из всех вариантов, допущенных производителем автомобиля для данного двигателя, следует выбирать масло, вязкость которого выше, чем у того, что залито в настоящий момент.


Переход с синтетического масла на полусинтетическое также может решить проблему расхода масла. При этом никакого вреда двигателю это не принесет (при условии, что "полусинтетика" с данными параметрами не противоречит рекомендациям автопроизводителя).

Причиной сильного угара масла могут стать изношенные сальники клапанов (маслоотражающие колпачки). Диагностировать эту проблему можно только косвенно по значениям компрессии. Сальников изнашиваются от перепадов температур или несовместимости моторного масла с резиной, из которой они изготовлены. Во многих двигателях сальники клапанов можно заменить, даже не снимая ГБЦ, а цена на них незначительна.

Изношенные поршневые (маслосъемные) кольца тоже нужно заменить, в противном случае очень скоро может возникнуть необходимость в капремонте двигателя. Можно попробовать провести так называемую «раскоксовку» колец (часто помогает автомобилям после длительного простоя). Самый простой способ «раскоксовки» – выехать на трассу и проехать несколько десятков километров на существенно повышенных оборотах (ближе к красной зоне на тахометре).

Повреждение или износ внутренних поверхностей цилиндров, а также других деталей двигателя – еще одна причина высокого угара масла. О таких проблемах свидетельствуют посторонние звуки при работе ДВС. Причины неисправностей – попадание пыли и грязи в двигатель, несвоевременная замена масла и фильтров, некачественное масло, применение посторонних присадок и др.


Большой возраст или пробег двигателя не может вызвать мгновенного увеличения расхода масла, в этом случае расход повышается постепенно и очень медленно. Если это происходит, попробуйте перейти на более вязкое масло (из возможных по допускам производителя двигателя) и поменяйте сальники клапанов.

При высоком давлении картерных газов или вышедшей из строя турбине компрессора масло попадает в цилиндры прямо через впрыск топлива из системы вентиляции картера. Высокое давление газов характерно для изношенных двигателей и является следствием вышеописанных причин. Неисправная турбина достаточно легко диагностируется, при необходимости ее можно починить или заменить.