Со второй половины XX века сроки замены масла стали постепенно увеличиваться от 3-5 тыс. до 7-10 тыс. км. пробега автомобиля. В период с середины 1990-х гг. по настоящее время были созданы грузовые автомобили с нереальными, на первый взгляд, интервалами замены – 100-150 тыс. км. Многие легковые автомобили могут проезжать до замены масла более 15 тыс. км, и очень мало автовладельцев меняют масло раньше отметки "10 тыс. км".

Автопроизводители, указывающие в инструкциях по эксплуатации автомобиля сроки замены в 15-20 тыс. км, обещают сохранение заложенного ресурса двигателя при самых неблагоприятных режимах эксплуатации. То есть масло следует менять после указанного пробега в том случае, если автомобиль использовался, в основном, в "городском" режиме: с короткими дистанциями, частыми запусками и остановками. В таких тяжелых условиях эксплуатации моторное масло стареет интенсивнее.


Указанный в инструкции срок замены — это минимум, за который готовы поручиться изготовитель двигателя и сама нефтяная компания, которая произвела масло.

Тем не менее в настоящих условиях эксплуатации легковых автомобилей негативное влияние на масло незначительно, поэтому оно может выдержать более чем двухкратное увеличение длительности применения. Кроме того, срок замены масла соотносится с характером вождения и режимом эксплуатации автомобиля.

Сегодня многие легковые автомобили оборудуются бортовыми техническими компьютерами, помогающими точно вычислить ресурс моторного масла и таким образом сберечь финансы автовладельца. Суть их работы вполне понятна: при работе двигателя постоянно учитываются параметры моторного масла, и если хотя бы один из них отклоняется от нормы, водитель оповещается о необходимости сервиса. При средней интенсивности эксплуатации легкового автомобиля с применением масла высшего качества такой бортовой компьютер определят срок его замены в 25-30 тыс. км.


Увеличение сроков замены масла достигается благодаря его качественному химическому составу и усовершенствованным конструкциям двигателей, допускающих минимальное негативное влияние на масло.

На ресурс моторного масла влияют следующие его технические характеристики:

  • Стойкость масла к воздействию высоких температур (термическая и антиокислительная стабильность)
  • Стойкость масла к воздействию механических нагрузок (механической деструкции)
  • Физическая и химическая стойкость к продуктам, образующимся в процессе сгорания (больше относится к дизельным двигателям)

Чем лучшими характеристиками обладает масло, тем больше интервал его замены. Стойкость масла к окислению определяется качеством его основы, точнее, правильностью технологии ее получения. Моторное масло производится либо на высококачественной очищенной минеральной основе, либо из синтезированных веществ путем грамотного размещения исходных молекул. Синтетические масла более перспективны, так как обладают лучшими качествами и свойствами, в том числе лучшей термической и окислительной стабильностью. Некоторые образцы моторных масел сохраняют хорошие показатели по этим пунктам в пределах 30-50 тыс. км.

Стойкость масла к механической нагрузке определяется отказом от использования в большой концентрации полимерных вязкостных присадок. Они увеличивают вязкостно-температурные свойства масла, но разрушаются под влиянием механических воздействий. Существуют масла, не уменьшающие своей вязкости при длительной работе: например, масло вязкостью SAE 15W–40 к концу эксплуатации не приобретает характеристику вязкости SAE 20W–30 с такими вытекающими последствиями как падение давления, ухудшение пуска и рост расхода масла. Применение базовых масел с высокой устойчивостью к окислению и механической деструкции позволило создать энергосберегающие моторные масла вязкостью 5W–30 и 0W–30 для длинных интервалов обслуживания.