Любому опытному автовладельцу известно, что в картер двигателя для компенсации израсходованного масла нужно доливать такое же. Потому, отправляясь в далекое путешествие, опытный водитель всегда имеет в багажнике запас «родного» масла.
Однако случаются ситуации, вынуждающие двигатель некоторое время работать на смеси разных масел. Например, если из-за какой-либо неисправности в пути произошла большая утечка масла, своего запаса может не хватить. В этом случае придется доливать другое, и вероятность того, что оно будет «родным», очень мала.
Если в картер долить масло той же марки, но другого вязкостного класса, никаких отрицательных последствий не будет. Исключение составляют лишь маловязкие зимние масла – вязкость получившейся смеси может быть недостаточной.
Хорошо, если моторное масло для долива будет хоть и другой марки, но того же производителя. Обычно та или иная нефтяная компания изготавливает масла разных марок (с разным уровнем эксплуатационных свойств) с одним и тем же пакетом присадок. Отличается только количество и соотношение добавок. Такие масла совместимы друг с другом.
Если же одно масло минеральное, а другое синтетическое, их лучше не смешивать. Дело в том, что растворимость присадок в некоторых синтетических маслах значительно хуже, чем в минеральных. При смешении возможно расслоение и выпадание осадка.
«Коктейль» из моторных масел разных производителей в любом случае вреден для двигателя, даже если оба масла относятся к одному классу по уровню эксплуатационных свойств.
Каждый разработчик моторного масла «конструирует» пакет присадок к нему так, чтобы они гармонично сочетались, проявляли синергизм (давали больший эффект, чем при простом сложении) или просто не мешали друг другу выполнять свои функции. При смешении масел с различными пакетами присадок баланс нарушается, так как многие присадки проявляют антагонизм.
Кроме того, моторное масло, имеющее конкретный состав, формирует на трущихся поверхностях деталей двигателя химически модифицированные слои и адсорбированные пленки. При добавлении других присадок эти слои переформировываются, тем самым увеличивается износ.
Известное положение о том, что лучшее – враг хорошего, в полной мере имеет отношение и к моторным маслам. Так, если в двигатель, длительное время работавший на масле с умеренными моюще-диспергирующими свойствами, долить масло с более высоким уровнем этих свойств, оно смоет накопившиеся в смазочной системе загрязнения и перенесет их в подшипники коленчатого вала и другие узлы.
Из практики известны многочисленные случаи серьезных повреждений двигателей, в которые залили слишком хорошее масло после долгой работы на худших продуктах.
В любом случае, как только представится такая возможность, смесь масел необходимо слить из хорошо прогретого двигателя и заправить в картер «родное» масло. При этом обязательно нужно заменить масляный фильтр.