Моторное масло


Современные моторные масла должны соответствовать современным техническим треюованиям.

Перечислим главные из них:

  • Хорошие моющие, диспергирующе-стабилизирующие, пептизирующие и солюбилизирующие характеристики к разным нерастворимым загрязнениям. Масла должны очищать и защищать детали двигателя

  • Благодаря термостойкости и термоокислительности масла можно применять для охлаждения поршней, увеличивать максимальное нагревание масла в картере, увеличить интервал замены

  • Хорошие противоизносные качества. Они достигаются благодаря прочной масляной пленке, необходимой вязкости при большой температуре, высоком градиенте скорости сдвига, способности химически изменять металлические поверхности при граничном трении и нейтрализовывать кислоты, получающиеся при окислении масла

  • Отсутствие влияния коррозии на детали двигателя – при работе и при длительном перерыве

  • Длительный заявленный срок службы, противостояние внешним агрессивным влияниям при минимальном ухудшении качеств

  • Гарантированный холодный пуск, прокачиваемость при холодных запусках и надежное смазывание в экстремальных условиях – высокие нагрузки и окружающая температура

  • Совместимость с уплотнениями, катализаторами системы нейтрализации отработавших газов

  • Сохранение своих качеств при транспортировке и хранении в соответствующих условиях

  • Низкая вспениваемость при высокой и низкой температуре

  • Низкая летучесть, минимальный расход на угар


Некоторые моторные масла могут содержать специальные, дополнительные требования. Например, масла с макрополимерными присадками должны иметь определенную стойкость к механической термической деструкции; масла для судов должны обладать влагостойкостью присадок и небольшой эмульгируемости с водой; энергосберегающие масла – тут особое внимание уделяется антифрикционности, благоприятным реологическим качествам.

Классификация моторных масел


Классификация моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 разделяет моторные масла на классы по вязкости, по сфере применения и эксплуатационным свойствам.

Мы приводим описание российской классификации моторных масел с учетом Изменения №3 к ГОСТ 17479.1-85, в котором произведено увеличение классов вязкости, введены новые разделы по применению и эксплуатационным свойствам и некоторые наименования.

Скажем, во всем тексте стандарта масла для карбюраторных двигателей именуются более конкретным названием – "масла для бензиновых двигателей".

ГОСТ 17479.1-85 предусматривает обозначение моторных масел, которое сообщает потребителю информацию о свойствах масла и сфере применения. Стандартная марка имеет следующие знаки: литера М (моторное), цифра или дробь, определяющая класс (классы вязкости (для всесезонных масел)), одну или две из первых шести букв алфавита, определяющих уровень рабочих свойств масла и сферу применения этого масла.

Универсальные масла обозначаются литерой без индекса или двумя различными литерами с различными индексами. Индекс 1 обозначает масла для бензиновых двигателей, индекс 2 – масла для дизельных двигателей.

Таблица. Классы вязкости моторных масел (ГОСТ 17479.1-85)

Класс вязкости Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре 100 °С Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре -18 °С
l3,8 1250
l4,1 2600
l5,6 600
l5,6 10400
6 С 5,6 до 7,0 вкл. -
8 7,0 до 9,3 -
10 9,3 до11,5 -
12 11,5 до 12,5 -
14 12,5 до 14,5 -
16 14,5 до 16,3 -
20 16,3 до 21,9 -
24 21,9 до 26,1 -
3З/8 7,0 до 9,3 1250
4З/6 5,6 до 7,0 2600
4З/8 7,0 до 9,3 2600
4З/10 9,3 до 11,5 2600
5З/10 9,3 до 11,5 6000
5З/12 11,5 до 12,5 6000
5З/14 12,5 до 14,5 6000
6З/10 9,3 до 11,5 10400
6З/14 12,5 до 14,5 10400
6З/16 14,5 до 16,3 10400