Моторное масло
Современные моторные масла должны соответствовать современным техническим треюованиям.
Перечислим главные из них:
-
Хорошие моющие, диспергирующе-стабилизирующие, пептизирующие и солюбилизирующие характеристики к разным нерастворимым загрязнениям. Масла должны очищать и защищать детали двигателя
-
Благодаря термостойкости и термоокислительности масла можно применять для охлаждения поршней, увеличивать максимальное нагревание масла в картере, увеличить интервал замены
-
Хорошие противоизносные качества. Они достигаются благодаря прочной масляной пленке, необходимой вязкости при большой температуре, высоком градиенте скорости сдвига, способности химически изменять металлические поверхности при граничном трении и нейтрализовывать кислоты, получающиеся при окислении масла
-
Отсутствие влияния коррозии на детали двигателя – при работе и при длительном перерыве
-
Длительный заявленный срок службы, противостояние внешним агрессивным влияниям при минимальном ухудшении качеств
-
Гарантированный холодный пуск, прокачиваемость при холодных запусках и надежное смазывание в экстремальных условиях – высокие нагрузки и окружающая температура
-
Совместимость с уплотнениями, катализаторами системы нейтрализации отработавших газов
-
Сохранение своих качеств при транспортировке и хранении в соответствующих условиях
-
Низкая вспениваемость при высокой и низкой температуре
-
Низкая летучесть, минимальный расход на угар
Некоторые моторные масла могут содержать специальные, дополнительные требования. Например, масла с макрополимерными присадками должны иметь определенную стойкость к механической термической деструкции; масла для судов должны обладать влагостойкостью присадок и небольшой эмульгируемости с водой; энергосберегающие масла – тут особое внимание уделяется антифрикционности, благоприятным реологическим качествам.
Классификация моторных масел
Классификация моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 разделяет моторные масла на классы по вязкости, по сфере применения и эксплуатационным свойствам.
Мы приводим описание российской классификации моторных масел с учетом Изменения №3 к ГОСТ 17479.1-85, в котором произведено увеличение классов вязкости, введены новые разделы по применению и эксплуатационным свойствам и некоторые наименования.
Скажем, во всем тексте стандарта масла для карбюраторных двигателей именуются более конкретным названием – "масла для бензиновых двигателей".
ГОСТ 17479.1-85 предусматривает обозначение моторных масел, которое сообщает потребителю информацию о свойствах масла и сфере применения. Стандартная марка имеет следующие знаки: литера М (моторное), цифра или дробь, определяющая класс (классы вязкости (для всесезонных масел)), одну или две из первых шести букв алфавита, определяющих уровень рабочих свойств масла и сферу применения этого масла.
Универсальные масла обозначаются литерой без индекса или двумя различными литерами с различными индексами. Индекс 1 обозначает масла для бензиновых двигателей, индекс 2 – масла для дизельных двигателей.
Таблица. Классы вязкости моторных масел (ГОСТ 17479.1-85)
Класс вязкости | Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре 100 °С | Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре -18 °С |
---|---|---|
3З | l3,8 | 1250 |
4З | l4,1 | 2600 |
5З | l5,6 | 600 |
6З | l5,6 | 10400 |
6 | С 5,6 до 7,0 вкл. | - |
8 | 7,0 до 9,3 | - |
10 | 9,3 до11,5 | - |
12 | 11,5 до 12,5 | - |
14 | 12,5 до 14,5 | - |
16 | 14,5 до 16,3 | - |
20 | 16,3 до 21,9 | - |
24 | 21,9 до 26,1 | - |
3З/8 | 7,0 до 9,3 | 1250 |
4З/6 | 5,6 до 7,0 | 2600 |
4З/8 | 7,0 до 9,3 | 2600 |
4З/10 | 9,3 до 11,5 | 2600 |
5З/10 | 9,3 до 11,5 | 6000 |
5З/12 | 11,5 до 12,5 | 6000 |
5З/14 | 12,5 до 14,5 | 6000 |
6З/10 | 9,3 до 11,5 | 10400 |
6З/14 | 12,5 до 14,5 | 10400 |
6З/16 | 14,5 до 16,3 | 10400 |