Более половины от общего объема потребления смазочных материалов в России приходится на автомобильные масла – порядка 3 млн. тонн. При этом объем российского производства масел составляет около 900 тыс. тонн.
Наибольший удельный вес в совокупном объеме потребления традиционно занимает ЦФО – 26 %. Далее следуют Приволжский и Сибирский округа – 20 и 18 % соответственно. Наименьшее же потребление смазочных материалов зафиксировано в Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах - 8 и 6 % соответственно.
Потребление моторных масел в России во многом специфично по отношению к странам Евросоюза. Так, если в Европе 70-80 % смазочных материалов реализуется через сервисные станции, где масла заливают в автомобили из 200- или 50-литровых бочек, то на отечественном рынке лишь 10-20 % масел реализуется через сервисы, тогда как основная масса потребителей приобретает масло в канистрах, предпочитая делать его замену самостоятельно.
Каждый день только в Москве на улицах появляется около 500 новых автомобилей. Рост автопарка и изменение его структуры за счет автомобилей иностранного производства привели к значительному росту импорта масел.
Объем импорта моторных масел в стоимостном выражении за 2007 г. составил более 350 млн долл. Основными поставщиками моторных масел в Россию являются страны Европейского Союза, откуда в 2007 г. было поставлено в Россию моторного масла на сумму более 170 млн долл. Крупнейшими поставщиками автомобильных масел в Россию являются международные нефтяные корпорации: Mobil, Shell, BP.
Объем экспорта моторного масла из России увеличивается, однако, меньшими темпами, чем его импорт. Основными странами, приобретающими российское моторное масло, являются Азербайджан, Армения, Болгария. В 2007 г. на экспорт было отправлено порядка 160 млн. долл. моторного масла.
Наибольший объем производства российских моторных масел сконцентрирован в Приволжском Федеральном округе. Там сосредоточено почти 40% всего российского выпуска этого вида продукции. Доля Сибирского Федерального округа составляет 22 %, а Центрального – 18 % от общего объема выпуска моторных масел в России.
Тридцать процентов российского объема масел производит Пермская обл. (ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез»). Омская обл. («Сибнефть-Омский НПЗ») за 2007 г. произвела 15 % моторного масла России. В Волгоградской обл. расположен завод «ЛУКойл», который произвел 12 % всего объема масла страны. Доля Республики Башкортостан (ОАО «Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод») в 2007 г. составила 10 %. Остальные регионы вошли в общий объем выпуска моторных масел с долей менее 10 %.
По разным оценкам, в России существует от 70 до 500 масляных брендов. Купить на рынке базовое масло и добавить к нему присадки может практически любой. Однако основную часть рынка держат крупные нефтяные компании – «ЛУКойл» и ТНК-BP. Около 13 % рынка автомобильных масел держит Mobil, по 5 % – у Castrol и Shell. На долю Luxoil приходится 8 % выпуска автомобильных масел. По продажам фасованных масел эта компания уступает только «ЛУКойлу» с долей в 16 %.
По результатам маркетингового исследования специалистов Discovery Research Group – по уровню знания и потребления смазочных материалов в России пальму первенства держит марка «Лукойл». Ее знают около 70 % опрошенных, около 40 % – хотя бы раз ее покупали за последние полгода.
Основной покупатель моторных масел – мужчина в возрасте 25-54 года.
Наиболее активными розничными потребителями среднего «брендированного» масла являются владельцы подержанных иномарок и относительно новых отечественных автомобилей. Именно за эту группу потребителей преимущественно идет борьба производителей и продавцов моторных масел.
Наибольшее потребление российских смазочных материалов характерно для потребителей со средним материальным положением («Хватает денег на еду и одежду, но не могут покупать дорогие вещи», «Могут покупать дорогие вещи, но не могут покупать все, что захотят»).
В 2005 году в рамках проекта «ТНК смазочные материалы» были проведены маркетинговые исследования, ставящие перед собой задачи: изучить потребительское поведение при выборе и покупке моторного масла.
Было выявлено, что респонденты стараются не менять производителя моторного масла, чтобы лишний раз не промывать двигатель, во избежание притирки его деталей. А также из-за привычки, приверженности к определенной марке.
При приобретении потребителями новой марки они, прежде всего, руководствуются:
- Советом друзей
- Публикациями статей в тематических журналах
- Под влиянием проводящейся акции стимулирования сбыта или совета грамотного продавца
Случайное использование подделки, ухудшение качества масла незамедлительно влечет за собой соответствующее решение об отказе от использования.
Фактор «цены», воспринимается разными сегментами потребителей по-разному. Для высокодоходных потребителей более высокая цена – положительный фактор, говорящий о качестве продукции. То есть аргумент в пользу покупки. Для потребителей, ограниченных в средствах, высокая стоимость – отпугивающий параметр.
Фактор «качество» хотя и занимает в голове любого потребителя ведущее место, но воспринимается им как комплексный показатель, сформированный из смеси имиджа, технических показателей, марки производителя и т.п.
По мнению потребителей, масла отечественного производства лучше подходят для отечественных автомобилей. Таким образом, «качество» для каждого сегмента потребителей свое, что обуславливает необходимость создания для каждой потребительской группы своего товара.
По мнению экспертов, несмотря на то, что моторные масла каждого производителя варьируются по цене, а также по потребительским свойствам, представленную на российском рынке продукцию можно разделить на четыре основных ценовых категории.
В настоящее время на рынке наблюдается устойчивый рост спроса на российские масла. Практически все отечественные нефтяные компании освоили выпуск масел уровня качества по API SF/CC классов вязкости по SAE от 5W-30 до 20W-40 – соответствующих современным требованиям к моторным маслам, предъявляемым, например, со стороны «АвтоВАЗа».
Жесткая конкуренция на рынке современных отечественных моторных масел обязывает российские нефтяные компании постоянно совершенствовать свою продукцию, изготавливать масла по самым передовым технологиям с использованием эффективных российских и импортных присадок. В связи с этим можно ожидать в ближайшее время освоение выпуска масел мирового уровня качества и российскими нефтяными компаниями.