Синтетические масла начали производиться тогда, когда в авиационных двигателях возникла потребность применения смазочных материалов, обладающих требуемой термоокислительной стабильностью при высоких температурах. Обычные минеральные масла не выдерживали +250...+300 °С, чего нельзя сказать о синтетических продуктах. Из всего разнообразия синтетических основ наиболее оптимальными оказались полиальфаолефины (ПАО).

Сырьем для ПАО являются децены – непредельные линейные углеводороды. Методом дистилляции из них получают различные по вязкости базовые масла, обладающие рядом преимуществ перед нефтяными.


Моторные масла на основе ПАО имеют температуру застывания ниже -50 °С.

Благодаря отсутствию примесей, которые являются причиной старения масел, продукты на основе ПАО очень устойчивы к воздействию высоких температур. Так, например, если масла минерального происхождения окисляются уже при температурах выше +130 °С, то ПАО способны выдержать до +150 °С без потери свойств. По сравнению с минеральными эти масла отличаются меньшей летучестью.

Моторные масла на основе ПАО получают в специальных реакторах с использованием катализатора. Процесс проходит в две стадии. Сложность производства таких масел обуславливает их более высокую стоимость относительно продуктов, традиционно вырабатываемых из нефти. На первой стадии процесса (получение альфаолефинов) давление в реакторе достигает 200 атм, а температура – +200 °С. На второй стадии создается вакуум ~50 мм.рт.ст.

Впервые идею использования ПАО для производства моторных масел выдвинула компания Castrol. В 1976 году она создала первое автомобильное синтетическое масло класса вязкости SAE 15W-50.