На просторах нашей страны все большее количество людей обзаводятся байками, личными моторными лодками и морскими скутерами. И актуальным становится вопрос правильного выбора смазочных материалов. Как научиться ориентироваться в двигателях и классификациях моторных масел?
В нынешнее время используются 2-тактные (two stroke – “2T”) и 4-тактные (four stroke – “4T”) двигатели для водного транспорта и мотоциклетной техники.
В 2-тактном двигателе все рабочие процессы (впуск горючей смеси, выпуск выхлопных газов) проходят за один оборот коленчатого вала за два такта. В 2-тактных двигателях нет масляного картера и смазывание осуществляется топливной смесью, в составе бензина + масла (обычная пропорция 1:50), или благодаря впрыску масла в цилиндр.
Топливо сгорает, а остатки масла покидают двигатель вместе с отработанными газами, и отсюда вытекает большая экологическая проблема. Это проблема полного сгорания моторного масла, содержания вредных веществ в выхлопе и последующей биоразлагаемости масла.
Что касается мощности, то мощность 2-тактных двигателей теоретически выше, чем мощность 4-тактного если допустить, что размеры цилиндра и частота вращения коленвала равны. Просто потому, что число рабочих циклов больше. Но на бумаге, как известно, все гладко, а на практике…
Мы имеем неполный ход поршня на расширение, худшее очищение цилиндра от отработанных газов и тот факт, что часть получаемой мощности уходит на продувку двигателя. Все это не позволяет увеличить мощность двигателя больше, чем на 60-70 %.
Оценивая мощность и рабочий объем 2-тактных двигателей, можно выделить:
- Малые (объем до 50 см3)
- Средние (объем 50-200 см3)
- Большие (объем более 200 см3)
Классификации моторных масел для двухтактных двигателей основаны на следующих факторах:
- Смазывающие качества
- Уровень задира
- Моющие свойства
- Формирование отложений, нагара
- Калильное зажигание
- Экологический уровень: степень токсичности выхлопов
- Дымообразование
- Биоразлагаемость масла
Рабочий объем двигателя взят в качестве основы в классификации моторных масел для 2-тактных двигателей по API (Американский Институт Нефти).
Данная классификация представляет классы:
- API TA – моторные масла для малых двигателей (объем до 50 см3), с воздушным охлаждением; данные двигатели используются на мопедах, газонокосилках, в небольших электрогенераторах
- API TB – моторные масла для скоростных двигателей (рабочий объем 50-200 см3), с воздушным охлаждением, работающие при большой нагрузке. Данные двигатели используются на мотороллерах, мотоциклах, в бензопилах
- API TC – моторные масла для двигателей с высокими требованиями к качеству масла (рабочий объем 50-200 см3) и высокой пропорцией бензин/масло. Применяется в мотоциклах, снегоходах и др. (но не в моторных лодках)
- API TD – моторные масла для подвесных двигателей моторных лодок, (водяное охлаждение)
Отвечают требованиям уровня качества NMMA TC-W.
Как правило, современные двигатели моторных лодок охлаждаются водой. Для масел с водяным охлаждением определяются строгие требования по критериям дымообразования и биоразлагаемости остатка масла.
Требования к маслу и обозначения подобных моторных масел определяются NMMA – Национальной Ассоциацией Производителей Судовых Двигателей. Данная классификация предназначена для масел для лодочных моторов.
Особое внимание уделяется содержанию двигателя в чистоте, образованию дыма и биоразлагаемости остатков масла.
Согласно данной классификации, лодочные масла делятся на категории TC-W2 и TC-WЗ. В 1992 г. был введен более жесткая, по сути, категория TC-WЗ, призванная заменить TC-W2.
Там представлены следующие классы качества моторных масел:
- JASO FA – масла для 2-тактных двигателей мотоциклов и других машин
- JASO FB – для 2-тактных двигателей мотоциклов и других машин
- JASO FС – для 2-тактных двигателей мотоциклов, бездымное моторное масло
- JASO FD – для 2-тактных двигателей мотоциклов и других машин, моторное масло с улучшенными характеристиками чистоты двигателя по сравнению с FC
- JASO MA (MA-1 и MA-2) – для 4-тактных мотоциклетных двигателей. Характеризуется большим коэффициентом трения, чем у MB. У MA-2 бoльший коэффициент трения, чем МА-1
- JASO MB – для 4-тактных двигателей мотоциклов. Характеризуется малым коэффициентом трения
Кроме того, существует классификация ISO – для 2-тактных двигателей. Сегодня EGD – класс высшего качества, не имеющий аналога в других классификациях.