На просторах нашей страны все большее количество людей обзаводятся байками, личными моторными лодками и морскими скутерами. И актуальным становится вопрос правильного выбора смазочных материалов. Как научиться ориентироваться в двигателях и классификациях моторных масел?


В нынешнее время используются 2-тактные (two stroke – “2T”) и 4-тактные (four stroke – “4T”) двигатели для водного транспорта и мотоциклетной техники.


В 2-тактном двигателе все рабочие процессы (впуск горючей смеси, выпуск выхлопных газов) проходят за один оборот коленчатого вала за два такта. В 2-тактных двигателях нет масляного картера и смазывание осуществляется топливной смесью, в составе бензина + масла (обычная пропорция 1:50), или благодаря впрыску масла в цилиндр.

Топливо сгорает, а остатки масла покидают двигатель вместе с отработанными газами, и отсюда вытекает большая экологическая проблема. Это проблема полного сгорания моторного масла, содержания вредных веществ в выхлопе и последующей биоразлагаемости масла.

Что касается мощности, то мощность 2-тактных двигателей теоретически выше, чем мощность 4-тактного если допустить, что размеры цилиндра и частота вращения коленвала равны. Просто потому, что число рабочих циклов больше. Но на бумаге, как известно, все гладко, а на практике…

Мы имеем неполный ход поршня на расширение, худшее очищение цилиндра от отработанных газов и тот факт, что часть получаемой мощности уходит на продувку двигателя. Все это не позволяет увеличить мощность двигателя больше, чем на 60-70 %.


Оценивая мощность и рабочий объем 2-тактных двигателей, можно выделить:

  • Малые (объем до 50 см3)
  • Средние (объем 50-200 см3)
  • Большие (объем более 200 см3)

Классификации моторных масел для двухтактных двигателей основаны на следующих факторах:

  • Смазывающие качества
  • Уровень задира
  • Моющие свойства
  • Формирование отложений, нагара
  • Калильное зажигание
  • Экологический уровень: степень токсичности выхлопов
  • Дымообразование
  • Биоразлагаемость масла

Рабочий объем двигателя взят в качестве основы в классификации моторных масел для 2-тактных двигателей по API (Американский Институт Нефти).


Данная классификация представляет классы:

  • API TA – моторные масла для малых двигателей (объем до 50 см3), с воздушным охлаждением; данные двигатели используются на мопедах, газонокосилках, в небольших электрогенераторах
  • API TB – моторные масла для скоростных двигателей (рабочий объем 50-200 см3), с воздушным охлаждением, работающие при большой нагрузке. Данные двигатели используются на мотороллерах, мотоциклах, в бензопилах
  • API TC – моторные масла для двигателей с высокими требованиями к качеству масла (рабочий объем 50-200 см3) и высокой пропорцией бензин/масло. Применяется в мотоциклах, снегоходах и др. (но не в моторных лодках)
  • API TD – моторные масла для подвесных двигателей моторных лодок, (водяное охлаждение)

Отвечают требованиям уровня качества NMMA TC-W.


Как правило, современные двигатели моторных лодок охлаждаются водой. Для масел с водяным охлаждением определяются строгие требования по критериям дымообразования и биоразлагаемости остатка масла.

Требования к маслу и обозначения подобных моторных масел определяются NMMA – Национальной Ассоциацией Производителей Судовых Двигателей. Данная классификация предназначена для масел для лодочных моторов.

Особое внимание уделяется содержанию двигателя в чистоте, образованию дыма и биоразлагаемости остатков масла.

Согласно данной классификации, лодочные масла делятся на категории TC-W2 и TC-WЗ. В 1992 г. был введен более жесткая, по сути, категория TC-WЗ, призванная заменить TC-W2.


Там представлены следующие классы качества моторных масел:

  • JASO FA – масла для 2-тактных двигателей мотоциклов и других машин
  • JASO FB – для 2-тактных двигателей мотоциклов и других машин
  • JASO FС – для 2-тактных двигателей мотоциклов, бездымное моторное масло
  • JASO FD – для 2-тактных двигателей мотоциклов и других машин, моторное масло с улучшенными характеристиками чистоты двигателя по сравнению с FC
  • JASO MA (MA-1 и MA-2) – для 4-тактных мотоциклетных двигателей. Характеризуется большим коэффициентом трения, чем у MB. У MA-2 бoльший коэффициент трения, чем МА-1
  • JASO MB – для 4-тактных двигателей мотоциклов. Характеризуется малым коэффициентом трения

Кроме того, существует классификация ISO – для 2-тактных двигателей. Сегодня EGD – класс высшего качества, не имеющий аналога в других классификациях.