Авиационные масла делятся по сферам применения на масла для поршневых и газотурбинных авиадвигателей, а также для различных узлов вертолетов.
Газотурбинные двигатели подразделяются на турбореактивные и турбовинтовые. В двигатели первого типа заливают маловязкие масла, в двигатели второго типа – более вязкие. Это различие объясняется конструктивными особенностями турбовинтового двигателя. Воздушный редуктор, которым он оснащен, передает большие усилия в условиях высоких частот вращения, поэтому требует использования масла с увеличенной несущей способностью. Таким образом, в турбовинтовых двигателях используют авиамасла с более высокой вязкостью, чем в турбореактивных.
Масла для турбовинтовых двигателей должны отвечать следующим требованиям:
- Пологая вязкостно-температурная кривая и хорошая прокачиваемость при сильно «минусовой» температуре
- Хорошие противоизносные и противозадирные свойства
- Устойчивость к окислению при высокой температуре (+150...175 °С), контакте с воздухом и разными авиационными материалами
- Инертность по отношению к металлам, сплавам, резинам, покрытиям, клеям и другим конструкционным материалам
- Минимальный уровень вспениваемости и испаряемости
Для смазки турбовинтовых двигателей используют нефтяные и синтетические масла. Главными смазочными материалами являются маслосмеси, изготовливаемые путем смешения авиационных масел МС-8п и МС-20 в пропорциях 75:25, 50:50 или 25:75. Возможно включение в состав смесей масла МС-8рк. Высококачественное масло МС-8п существенно повышает качество маслосмесей. Изготовление и контроль их качества происходит по ведомственной инструкции МГА.
Маслосмесь СМ-4,5 (ТУ 0253-007-39247202-96) представляет собой смесь авиационных масел МС-8п и МС-20 в соотношении 75:25 (мас. доля, %). Она предназначена для применения в самолетах с турбовинтовыми двигателями типа АИ-20, АИ-24. Масло МН-7,5у (ТУ 38.101722-85) – это унифицированное масло на нефтяной основе с комплексом присадок. Оно было разработано взамен маслосмесей, масел МН-7,5 и ВНИИНП-7, может применяться в турбовинтовых двигателях всех типов при температуре масла на выходе из двигателя до +150 °С.
Современные газотурбинные двигатели функционируют в исключительно жестких условиях: при высоких температурах (до +300 °С) и большом числе оборотов турбин (12000-20000-1 мин). Температура авиационного масла при поступлении в такой двигатель колеблется от +20 °С до +50 °С, а на выходе определяется теплонапряженностью двигателя. Например, в самолетах, летающих с дозвуковыми скоростями, она находится в пределах +125 °С, а при скорости полета с числом М = 2 достигает +200 °С (М – число Маха = скорость звука).
Во избежание перегрева узлов трения авиационное масло постоянно смазывает подшипники, редукторы, контактные уплотнители и шлицевые соединения двигателя.
Авиационные масла для реактивных двигателей подлежат регулярной внимательной проверке. Оценивая качество авиамасла, учитывают его вероятные рабочие условия и особенности работы в двигателе.
К авиационным маслам для турбореактивных двигателей предъявляются следующие требования:
- Эффективное смазывание всех узлов и механизмов двигателя с минимальным износом в диапазоне эксплуатационных температур от -50 °С до +200 °С
- Пологая вязкостно-температурная кривая и хорошая прокачиваемость при низких температурах (пусковые свойства авиационного масла должны обеспечивать надежный запуск двигателя без подогрева до температуры -50°С)
- Однородный и стабильный фракционный состав, что дает минимальную испаряемость фракций и сохраняет вязкостные характеристики авиационного масла во время всего рабочего периода двигателя (лучше применять авиамасла узкого фракционного состава)
- Высокие антиокислительные свойства и минимальное окисление в двигателе при рабочих температурах +150...+200 °С и выше
- Минимальная вспениваемость, высокая температура самовоспламенения
- Неагрессивность по отношению к металлам, сплавам, резинотехническим изделиям, покрытиям, клеям и другим материалам
Поршневые авиационные двигатели имеют свои конструктивные особенности. Из-за высоких температур в зоне поршневых колец, внутренней части поршней и клапанов для двигателей такого типа используются вязкие масла селективной очистки, способные работать в напряженных условиях.
Такие масла должны обладать высокой смазочной способностью, неагрессивностью по отношению к металлам и сплавам, применяемым в авиационных двигателях, и иметь достаточную стабильность к окислению при высоких температурах.
Авиационное масло селективной очистки МС-14 (ГОСТ 21743-76) применяют в осевых шарнирах втулок винтов вертолетов, а также в качестве базового для некоторых моторных масел и смазок. В настоящее время масло МС-14 не производится.
Авиационное масло МС-20 (ГОСТ 21743-76) применяют в поршневых двигателях самолетов; в составе маслосмесей с маслами МС-8, МС-8п (в различных соотношениях) в смазочных системах турбовинтовых двигателей; в осевых шарнирах втулок винтов вертолетов; для смазывания мотокомпрессоров газоперекачивающих агрегатов, а также в качестве базового компонента для некоторых моторных масел и смазок.
Смазке подвергаются различные узлы и механизмы не только самолетов, но и вертолетов: вертолетные двигатели, редукторы трансмиссии, шарниры втулок винтов.

В двигатели вертолетов МИ-6 и МИ-10 заливают масла МС-8п и МС-8рк, в вертолетах МИ-2 и МИ-8 используется синтетическое масло Б-3В. Для турбокомпрессорной части силовой установки вертолета МИ-26 применяется синтетическое изопарафиновое масло ИПМ-10.
К выбору масел для смазки редукторов трансмиссии вертолетов необходимо подходить очень внимательно. Сегодня существует большой ассортимент масел самого разного назначения, но их качество зачастую невысоко.
Например, маловязкие моторные масла обладают недостаточным смазывающим качеством, а нефтяные масла не отличаются хорошими низкотемпературными свойствами. Кроме того, для смазки редукторов трансмиссий не следует применять смеси масел, так как это затрудняет эксплуатацию вертолетов и может негативно повлиять на безопасность полетов.
Среди синтетических масел для редукторов вертолетов МИ-2 и МИ-8, а также для главного редуктора тяжелонагруженного вертолета МИ-26 применяют пентаэритритовое масло Б-3В.