Каждый продавец моторного масла обязан предоставить по первому требованию покупателя (т.е. вас) паспорт масла и сертификат соответствия. Сертификат даст ответ на вопросы, какому стандарту или ТУ (техническим условиям) отвечает это моторное масло и кто его производитель. Также вы можете сравнить данные, указанные в паспорте моторного масла и в сертификате соответствия.
А что мы можем узнать из паспорта моторного масла? Там есть довольно много полезной информации. Паспорт содержит информацию о марке масла, дате изготовления и номере ГОСТа (или ТУ – технических условий), которым должно отвечать данное масло.
Потребителю следует научиться правильно «читать» паспортные данные масла и учитывать их.
Давайте возьмем для примера летнее масло М-10Г2к, (ГОСТ 8581-78) и расскажем, о чем может поведать паспорт моторного масла.
Прежде всего, ищем дату выработки – это нужно для определения срока годности масла. Для М-10Г2к это – 5 лет.
После этого срока масло…нет, не выбрасывают, а подвергают повторной паспортизации, которая должна подтвердить что свойства продукта и после долгого хранения по-прежнему отвечают нормам стандарта.
ГОСТ 8581-78 определяет нормы для марки М-10Г2к по критериям:
-
Вязкость кинематическая при 100 °С – в пределах 10,5-11,5 мм2/с равняется классу SAE 30. Это говорит о надежном смазывании двигателей в летнее время года
-
Индекс вязкости – не менее 95, плотность при 20 °С – не более 0,900 т/ мЗ, цвет не более 3,0 единиц ЦНТ. Эти показатели говорят о сырье, из которого выработано масло, о глубине очистки масляных фракций нефти. Чем выше индекс вязкости, меньше плотность и лучше цвет, тем благоприятнее состав базового масла и качество конечного продукта, получаемого добавлением присадок к базе
-
Массовая доля механических примесей – не более 0,015 %, воды (следы), степень чистоты не более 500 мг/100 г. Это говорит об отсутствии в масле большого количества вредных примесей, а также примесей с абразивными веществами
-
Температура вспышки в открытом тигле – не ниже 220 °С. Означает, что в масле содержатся легкие фракции. Тут есть зависимость – чем выше температура вспышки в открытом тигле – тем ниже испаряемость масла и его расход. Кроме того, уменьшается рост вязкости при старении
-
Температура застывания не выше -18 °С.Это, как несложно догадаться, тот самый низкий температурный уровень, при котором масло теряет текучесть. Летнее масло используют при температуре воздуха не ниже 0 °С, стало быть, в данном случае есть большой задел
-
Отсутствие коррозионности на свинцовых пластинах. Данный показатель характеризует коррозионную агрессивность масла в отношении свинцовистой бронзы, из которой производят вкладыши подшипников коленвала.
-
Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более 0,5. Этот показатель определяет эффективность моющих присадок, добавленных к маслу. Оценка 0,5 балла означает, что по завершению испытания поршень почти чист
-
Щелочное число– не менее 6,0 мг КОН/ г – определяет умение моторного масла нейтрализовывать кислоты, формирующиеся в процессе сгорания топлива и окисления масла. Чем выше щелочное число - тем лучше, однако щелочность масла зависит от присутствия в составе масла металлоорганических моющих присадок, вырабатывающих при сгорании золу, являющуюся абразивным материалом
-
Сульфатная зольность – не выше 1,15%. Современные спецификации европейских автоконцернов определяют сульфатную зольность дизельных масел цифрой не более 1,0 % для соответствия требованиям Euro-4
-
Стабильность по индукционному периоду осадкообразования не менее 50 ч определяет стойкость масла к окислению. Было установлено, что на протяжении 50 ч при рабочей температуре 200 °С и контакта с воздухом – масло М-10Г2к не образовывает нерастворимых продуктов окисления
-
Массовая доля активных элементов: кальция – не менее 0, 19 %, цинка, фосфора – не менее 0,05 %. Такими показателями позволяют контролировать правильность дозировки моющих, антиокислительных, антикоррозионных и противоизносных присадок при выработке масла
Некоторые показатели, содержащиеся в паспорте, позволяют контролировать уровень работоспособности масла и предотвращать ряд неисправностей двигателя.
Скажем, уменьшение температуры вспышки на 30 °С и больше говорит о значительном разжижении масла топливом из-за утечки из системы подвода топлива или нарушений в работе ТНВД или форсунок.
Увеличение массовой доли воды с 0,03 % (следы) до 0,2 % и больше означает утечку ОЖ и/или нарушение функционирования системы вентиляции картера. При таком снижении температуры вспышки и повышении массовой доли воды – следует заменить масло, поскольку оно стало неработоспособным.
Те же слова можно адресовать еще двум показателям.
Снижение щелочного числа более чем на 50 % от начальной величины и изменение вязкости при 100 °С (снижение или рост) более чем на 25 % также указывают на то, что масло нужно заменить.
Если щелочное число быстро снижается – это признак того, что топливо, которые вы используете, имеет повышенное содержание серы.
Уменьшение вязкости сезонного (в нашем случае летнего) моторного масла – это ожидаемый результат разжижения топливом. А если вязкость растет – это может быть обусловлено: интенсивным окислением при долгой работе под большой нагрузкой и высокой температуре воздуха, загрязнением масла частицами сажи – продуктами неполного сгорания топлива или испарением самых легких фракций базового масла.