Большой расход моторного масла – довольно распространенная проблема, с которой сталкиваются автовладельцы. Наиболее характерные «симптомы» – лужи под машиной, дым неестественного цвета из выхлопной трубы, вспенивание охлаждающей жидкости. Эти признаки могут наблюдаться как по отдельности, так и в комплексе.

Давайте разберемся, почему двигатель ест масло, чем опасна данная проблема и как ее решить.

Какой расход масла можно считать нормальным?

Многие автомобилисты уверены: если машина ест масло, даже в незначительном количестве, значит имеется серьезная проблема. На самом деле это не так. Каждый современный двигатель расходует масло, и каждый автопроизводитель разрабатывает системы, которые помогают свести потери к минимуму.


Моторное масло


Большая часть моторной жидкости «съедается» в поршневой группе двигателя. Вследствие сильного трения и высоких температур масло сгорает, за счет чего его количество уменьшается.

Каждый двигатель имеет свою норму масляных потерь. В среднем, они составляют 0.3 % от общего расхода бензина на километр пробега. Таким образом, если за 100 км автомобиль потребляет 5 литров топлива, значит, 10 граммов масла будет считаться нормой.

Чтобы компенсировать эти потери, необходимо доливать по литру масла каждые 10 тысяч километров. Однако такой расход характерен для идеальных условий эксплуатации, в реальности он может составлять 2-3 литра за такой же пробег. Для некоторых производителей это также норма.

Топ 10 причин перерасхода масла

Спровоцировать «масляной жор» может огромное количество причин. Чтобы избавиться от проблемы, очень важно определить, что именно способствовало ее появлению.


Мы отобрали Топ 10 наиболее распространенных причин перерасхода масла.


Наличие каких-либо пробоев или растрескиваний


В первую очередь, следует проверить целостность сальников коленчатого вала, распределительного вала, балансировочных валов. Эти компоненты подвержены чрезмерному износу, поэтому со временем начинают пропускать масло. Подобное может произойти из-за неграмотного ремонта. Резиновые элементы могут потрескаться вследствие перегревания силового агрегата.


Изношенный сальник коленвала


Течи из различных прокладок


Течи из крышки клапанов, заднего сальника и других прокладок могут быть вызваны естественным износом и срывом болтов. Масло в этом случае вытекает очень медленно, однако с течением времени скорость может увеличиться.


Наибольшую опасность представляет течь из прокладки ГБЦ. Эта проблема в большинстве случаев решается только дорогостоящим ремонтом.


Потребность двигателя в капительном ремонте


Со временем двигатель и его составляющие части полностью изнашиваются, вследствие чего масло интенсивно угорает в цилиндрах двигателя. В скором времени из-за этого он не сможет полноценно работать.


Износ стержней всасывающего клапана


Попадание моторного масла в цилиндры приводит к чрезмерному износу стержней всасывающего клапана.

Масло стекает во впускное отверстие, после чего засасывается цилиндрами. Там оно окончательно сгорает. Определенная часть жидкости остается на раскаленных стенках выпускного тракта, что значительно затрудняет работу силового агрегата. Кроме того, масло может выходить через катализатор в выхлопную трубу – это можно распознать по густому черному дыму.

Решить проблему чаще всего удается путем замены сальников клапанов и клапанных втулок.


Чрезмерный износ стенок цилиндров, поршневых колец и других деталей двигателя


Вследствие постоянного трения зазор между цилиндром и поршнем увеличивается, в результате масляная пленка на цилиндрах становится значительно толще. Это приводит в потере разжимной силы и функций поршневых колец. Они закоксовываются и со временем выходят из строя.


Изношенные поршневые кольца


Проблемы с трамблером (распределителем зажигания)


Если двигатель оснащен трамблером, то масло может просачиваться через его уплотнительное кольцо. Дополнительный симптом – характерный треск при работе распределителя зажигания.


Слишком слабо или туго прикрученный масляный фильтр


Если фильтр прикручен неплотно, масло может просачиваться через резиновую прокладку фильтра. При слишком тугом закручивании прокладку можно раздавить, что приведет к аналогичному результату.


Дефект заливной горловины


При повышенном давлении в цилиндрах резиновый уплотнитель крышки не в состоянии удержать вырывающееся масло. Результат заметен сразу – у горловины наблюдаются масляные следы.


Следы масла возле заливной горловины


Неисправности топливного насоса


Эта проблема характерна для дизельных двигателей. При плохо работающем насосе высокого давления масло впрыскивается в цилиндры вместе с топливом и сгорает там, образуя густой черный дым.


Неаккуратный демонтаж разрушенного каталитического нейтрализатора


При демонтаже осколки разрушенного нейтрализатора могут повредить стенки цилиндров. После запуска двигателя через царапины масло будет проникать в камеру сгорания.

Другие причины

Иногда повышенный расход масла не связан с какими-либо неисправностями двигателя. Причиной может стать агрессивный стиль езды. Если автомобиль резко стартует с места, быстро разгоняется, набирает максимальные обороты до самой «отсечки», не стоит удивляться перерасходу моторной жидкости.

Двигатель ест масло в сильные морозы. Избежать этого можно, применяя смазку по сезону – зимой более жидкую, летом – вязкую.

Больше масла расходуется после капитального ремонта силового агрегата. Одна из причин этого – длительная притирка новых поршневых колец к стенкам расточенных цилиндров, а также вкладышей к стенкам коленвала. В процессе приработки моторная жидкость частично просачивается сквозь неплотно прилегающие детали. После обкатки, как правило, протечки прекращаются.

Масло может вытекать также при неправильной сборке двигателя после ремонта или при использовании некачественных запчастей.

В процессе эксплуатации автомобиля масло постоянно соприкасается с горячими поверхностями, поэтому его объем постоянно уменьшается. Этот процесс называется «естественным угаром».


Некачественные масла подвержены интенсивному угару.


При этом видимых признаков повышенного расхода смазки не наблюдается – нет луж, темного дыма и пр. Если проблема возникла впервые, попробуйте заменить масло.

Чем опасна проблема?


Оставлять двигатель без смазки или с минимальным ее количеством опасно выходом из строя большинства его узлов. В первую очередь проблемы будут испытывать:

  • Коленвал и вкладыши
  • Шатун
  • Стенки цилиндров

Между коленчатым валом и вкладышами должна обязательно присутствовать масляная пленка. В противном случае на малых оборотах двигателя возникает эффект сухого трения, приводящий к расплавлению наружного слоя вкладышей. Остатки деталей привариваются к шейке вала, что может вызвать его заклинивание. На больших оборотах расплавленные вкладыши падают в поддон картера, двигатель начинает «стучать». В этом случае автомобиль следует заглушить.


Изношенные вкладыши коленвала


Недостаток смазки вызывает перегрев и потерю прочности нижней головки шатуна. В результате он обрывается. Обломок может пробить поддон картера и даже блок цилиндров.

Слишком малый уровень масла ведет к перегреву и частичному разрушению деталей двигателя. Осколки попадают на стенки цилиндров и царапают их. В итоге масло проникает в камеру сгорания.

Методы устранения проблемы


Зная источник утечки масла, можно попробовать устранить его самостоятельно.


В случае плохо прикрученного фильтра или прокладки сливной пробки сделать это проще всего.

Сальники коленчатого вала, маслосъемные колпачки клапанов, прокладки ГБЦ поменять уже сложнее. Для этого придется разбирать силовую установку. Главное – не ошибиться и правильно определить изношенную деталь.

Неисправность прокладок не всегда можно определить визуально. Менять сальники лучше сразу на всех клапанах. Вместе с маслосъемными кольцами необходимо менять и компрессионные.

Иногда двигатель ест масло из-за деформации цилиндров. Правда, это происходит только на сильно изношенных силовых агрегатах. В этом случае применяются кардинальные меры – двигатель снимается и полностью разбирается. После этого цилиндры растачиваются до следующего ремонтного размера (либо меняются гильзы цилиндров).

Черный дым из выхлопной трубы может говорить не только о повышенном расходе масла, но и о неправильно выставленном зажигании. Топливная смесь и остатки смазки в этом случае сгорают не полностью, образуя нагар. Результат – коксование колец и «масляный жор». Единственное решение проблемы – проверка и настройка системы зажигания.

Если причина повышенного расхода масла – его плохое качество, то при замене обязательно производить промывку двигателя и замену фильтра.