Масло с молибденом – предмет споров многих автомобилистов. Присадки и масла, которые содержат данный минерал, по уверению производителей подобных добавок, улучшают или изменяют свойства моторной жидкости, создают защитную пленку на деталях, снижают износ и трение. Одни автомобилисты при каждой замене масла используют подобные материалы и отмечают их полезность. Другие же категорически против применения присадок и молибденовых масел, так как они приводят к поломке ДВС.
Рассмотрим, что собой представляет дисульфид молибдена (MoS2), какие свойства он придает маслу, а также плюсы и минусы применения подобных материалов.
Краткий экскурс в историю
Чистый молибден в природе не встречается, а вот дисульфид молибдена (MoS2) известен человечеству уже давно. Первое применение данного минерала для двигателей внутреннего сгорания зафиксировано в США в конце Второй мировой войны. Помимо металлургической промышленности данное вещество применяли в авиации.
Американцы отметили, что минерал обладает высокими антифрикционными и антикоррозионными свойствами, устойчив к высоким температурам и имеет высокую вязкость. В качестве молибденовой присадки в двигатель самолета данный материал продемонстрировал потрясающие результаты. Благодаря высокой смазочной способности авиадвигатель мог недолго работать вообще без масла. Это было страховкой на тот случай, если картер мотора или масляные магистрали выйдут из строя.
Данный минерал во время Второй мировой войны использовали и немцы. Он применялся в качестве присадки в двигатели техники. Наиболее широко его использовали в танках. В случае повреждения ДВС и утечки масла агрегат мог еще некоторое время функционировать, что позволяло боевой машине еще некоторое время передвигаться.
Первым, кому пришла идея использовать дисульфид молибдена в гражданских автомобилях, был немец Ханс Хенле. Он обнаружил емкости "Liqui Moly" (в переводе – жидкий молибден) с порошковым дисульфидом молибдена. Узнав, для каких целей используется данное вещество, он решил его опробовать в моторных маслах. В 1955 году он приобрел патент на применение MoS2 и права на торговую марку. В 1957 году немец основал компанию Liqui Moly GmbH.
Первые присадки предназначались для масел Kfz, которые использовались в двигателях и трансмиссии. В конце 70 годов 20 века, после широкой рекламной компании Liqui Moly, началось серийное производство добавок. Заключалась она в том, что в 2 небольших автомобиля Volkswagen Kaefer вместо моторного масла была залита только молибденовая присадка. Машинам удалось обогнуть озеро Бодензе, длина береговой линии которого составляет 273 километра.
Присадки с дисульфидом молибдена
Дисульфид молибдена – это модификатор трения. Он является одной из наиболее популярных добавок в различные смазочные материалы. Он обладает хорошими защитными, антифрикционными и противозадирными свойствами, которые обусловлены.
MoS2 имеет пластинчатую структуру, как и графит. Он состоит из атомов молибдена и серы, которые имеют приблизительно одинаковый размер и образуют очень прочное соединение. Благодаря этому кристаллическая решетка материала равномерна.
Отличительной особенностью минерала является его неспособность раствориться в масле – порошок находится в состоянии дисперсии, которая представляет собой взвесь довольно крупных частиц.
Молибденовая присадка работает следующим образом. Минерал образует на поверхностях прочный защитный слой, который выдерживает воздействие высоких нагрузок. Молекулы вещества очень подвижны относительно друг друга, поэтому трение между сопряженными деталями значительно снижается. Также дисульфид молибдена отлично работает при высоких температурах (+300...+400 °C).
Защитная пленка, которую образует минерал, не постоянная. После ее формирования защитный слой пополняется по мере износа, но, со временем он истирается.
В основном это происходит в тот момент, когда автовладелец перестает добавлять молибденовую присадку в масло и начинает использовать "чистый" смазочный материал. В этом случае происходит выработка оставшегося слоя присадки, возрастает износ и частота образования задиров.
В современные моторные масла входят различные противозадирные и противоизносные компоненты. Но, добавив дисульфид молибдена в такой смазочный материал, появится дополнительный защитный слой на внутренних поверхностях ДВС.
Плюсы и минусы присадок
Для начала поговорим о плюсах применения молибдена в моторном масле. Современные реалии автопроизводителей таковы, что им нужно выпускать автомобили, которые соответствуют жестким экологическим нормам и потребляют меньшее количество топлива. Подобные требования относятся и к производителям автомобильных масел.
Именно поэтому сегодня в жидкостях, предназначенных для смазывания двигателя, добавляют дисульфид молибдена. Он значительно снижает количество задиров, улучшает смазывание и уменьшает износ. Органический молибден также отлично взаимодействует с серой, что позволяет ему надежно удерживаться на поршнях или иных подвижных элементах двигателя, которые нуждаются в смазывании. Все эти качества позволяют ДВС проработать как можно дольше без вмешательства.
Рассмотрим отрицательные стороны молибденовых присадок. Как считают многие механики и эксперты, сегодня применение подобных добавок по отношению к двигателю не оправдано. Все дело в том, что 10-20 лет назад автомасло не содержало активных моющих присадок. Но с развитием автомобильной промышленности данная ситуация в последние годы изменилась. Последние поколения моторных масел содержат много щелочи, кальция и других веществ.
Кальций и дисульфид молибдена вступают в реакцию, которая происходит намного раньше того момента, когда MoS2 образует на поверхностях защитную пленку. Результатом этого взаимодействия становится частица большого размера. В большом количестве они оседают на масляном фильтре и загрязняют его. То же самое происходит и с другими моющими присадками. В итоге происходит общее загрязнение двигателя. Если где и можно применять присадки, так в старых автомобилях, где не предусмотрена многоуровневая система очистки масла.
Помимо этого моторные масла с молибденом нужно менять чаще чистых. Если в среднем моторную жидкость меняют каждые 8-10 тыс. км пробега, то масло с присадкой следует менять каждые 5-7 тыс. км. пробега. Это связано с тем, что окисляясь, MoS2 выделяет серу, вызывающую коррозию, и окись молибдена, которая является абразивом.
Примеры продукции
Молибденовые присадки достаточно распространены. Их можно с легкостью найти в любом магазине, который специализируется на автохимии. Рассмотрим наиболее известные виды добавок в масло.
Liqui Moly Oil Additiv
Антифрикционная присадка на основе дисульфида молибдена. Представляет собой взвесь вещества в минеральном масле. Она препятствует контакту между поршневым кольцами и стенками цилиндров, тем самым снижая их износ. Частицы MoS2 настолько малы, что не повлияют на работу фильтрующих элементов и не образуют отложений.
Дисперсия может смешиваться с любыми моторными маслами. Она стабильна при длительных динамических и термических нагрузках, снижает износ ДВС, снижает расход масла и топлива, увеличивает ресурс двигателя. Присадка прошла тестирование в двигателях с турбонаддувом и катализаторах. Она легко удаляется из ДВС путем замены масла.
Mannol 9991 Molibden Additive
Присадка на основе дисульфида молибдена, предназначенная дли снижения износа и трения. Она образует на взаимодействующих поверхностях смазочную защитную пленку, которая устойчива к воздействию высоких нагрузок.
Добавку можно смешивать с любым типом моторных масел. Материал способствует увеличению мощности двигателя, снижает расход масла и топлива, а также увеличивает ресурс силового агрегата.
Molykote A Dispersion
Дисперсия дисульфида молибдена в минеральном масле. Применяется в качестве присадки к маслам для высоконагруженных узлов ДВС. Она не разлагается и не образует коррозионных соединений при высоких температурах, влаге и отработавших газах. Присадка также обладает свойствами аварийной смазки.
Материал эффективно снижает трение и шум при работе двигателя. Он препятствует возникновению задиров, улучшает приработку деталей и увеличивает их несущую способность.
Подводя итог следует отметить, что применение любых присадок, в том числе с дисульфидом молибдена – это риск для каждого автовладельца. Поэтому перед использованием каких-либо добавок как следует взвесьте все "ЗА" и "ПРОТИВ". В противном случае двигатель может выйти из строя и ему потребуется капитальный ремонт или полная замена.