Каждый автолюбитель знает, что самый большой износ у двигателя наступает в зимний период, при холодном пуске. Излишне вязкое моторное масло в морозные дни может воспрепятствовать запуску двигателя – или поступить более коварно, пуск будет осуществлен, но пары трения не будут смазаны должным образом – а это все такие детали как подшипники коленвала, ЦПГ, кольца, направляющие втулки клапанов, распредвал.


Основные причины повышенного износа двигателя при пуске:

  • Температурная отметка замерзания моторного масла выше температуры окружающей среды в момент пуска двигателя. Так что не обеспечивается нормальная текучесть во время запуска или его обычная прокачка при низкой температуре
  • Низкая текучесть масла – она не дает возможности масляному насосу правильно распределить масло по всей смазочной системе автомобиля

Повышенный расход масла

Уровень расхода масла зависит от двигателя автомобиля, эксплуатационных условий, свойств моторного масла.


Основные причины увеличенного расхода масла:

  • Большой зазор между поршневыми кольцами и стенками цилиндров, изнашивание стенок цилиндра, их деформация, некачественная очистка
  • Люфт между направляющими втулками клапана и ножкой клапана, изнашивание маслосъемных колпачков
  • Износ втулок может вызвать появление излишков масла на стенках цилиндров – а это неизбежно приведет к повышению расхода масла

Протекание масла в соединениях возникает при:

  • Избыточном уровне масла
  • Низкой вязкости масла
  • Увеличенном испарении масла

Проблемы с коленвалом


Главная неполадка коленчатого вала, которая проявляется при потере качества свойств масла – повышение износа подшипников (вкладышей) – это ухудшает поступление масла в зоны трения и приводит к заклиниванию двигателя.


Почему возникают подобные проблемы?

  • Недостаточная подача масла (возможно засорение масляных каналов, заклинивание клапана маслонасоса, слишком малое количество масла в картере)
  • Если у масла недостаточная вязкость – это вызовет разрушение масляной пленки, и, как следствие, недостаточную смазку трущихся деталей и износ
  • Если масло загрязнено посторонними примесями (пыль, металлические частицы от износа двигателя), то частицы тут же включатся в процесс трения, а это ни много ни мало, абразивное истирание поверхностей

Увеличенное содержание воздушных пузырьков в масле приводит к эрозии. Коррозия двигателя происходит из-за появления в масле органических кислот, образующихся при высоких температурах

И поршни могут разрушаться...


На поверхностях поршней остаются продукты сгорания топлива (соединения углерода) и прирабатывания присадок моторного масла.


Главные причины разрушения поршней

  • Скопление отложений в нижней части поршня повышает теплообмен между камерой сгорания и цилиндрами, поскольку отложения играют роль теплоотражателя – это означает общее стремительное повышение температуры. Далее эти отложения накаляются и может произойти преждевременное возгорание топлива (детонация), это влияет негативно на поршни, разрушая их
  • Произвольное возгорание топливной смеси , как итог, нарушение синхронизации работы коленчатого вала и двигателя
  • Накопление отложений также сокращает объем камеры сгорания, что в свою очередь приводит к повышению степени сжатия
  • Сгорание впускных клапанов

Тарелка выпускного клапана может покрыться отложениями (солями металлов из масла, солями свинца от топлива).


Причины прогорания выпускных клапанов:

  • Когда клапаны находятся в открытом состоянии, отложения вступают в контакт с местами прилегания клапана к седлу в головке блока цилиндров и в результате ухудшается их способность плотно закрываться. В дальнейшем цикле, когда происходит возгорание, поток газов под высоким давлением выжигает места на сёдлах и тарелках клапанов, неплотно прилегающих друг к другу
  • Износ цилиндров, поршневых колец и поршней
  • Взаимодействие поршневого кольца с канавками на поршне
  • Воздействие высоких температур, которые деформируют поршневые кольца, приводит к повышенному износу канавок и в некоторых случаях вызывает разрушение поршневых колец и/или перемычек между канавками
  • Взаимодействие поршня с гильзой цилиндра
  • Перегрев, вызванный недостаточным охлаждением, ранним возгоранием или слабым возгоранием смеси, может нарушить правильный ход работы двигателя и разрушить масляную пленку на стенках цилиндра
  • Взаимодействие поршневых колец с гильзами цилиндра приводит к образованию царапин, появлению коррозии или абразивного износа
  • Износ распредвала и других элементов механизма газораспределения

Износ варьируется от конструкции двигателя, свойств контактирующих поверхностей, их геометрии, условий работы и смазочного материала.


Признаками износа является повышенное истирание толкателей клапанов и прилегающих поверхностей кулачков. Плохая работа клапанов может привести к заклиниванию двигателя (износу с истиранием) или же скалыванию (потере материала) толкателей клапанов.