Во многих автосправочниках и журналах приводятся диаграммы или таблицы с диапазонами температур окружающего воздуха, в которых работоспособны моторные масла разных вязкостных классов.



Классы вязкости масел по ГОСТу


Эта информация заведомо недостоверна, так как для масел одного и того же вязкостного класса разные автопроизводители устанавливают различные температурные пределы применимости. Чем это вызвано?

Различия в минимальных пределах диапазона температур связаны с разными конструкциями двигателей, а также их способностями к холодному пуску.

Различия по верхнему пределу связаны с разной максимальной температурой масла в картере, которая зависит от объема масла в смазочной системе, эффективности механизмов охлаждения масла, а также наличия или отсутствия принудительного охлаждения поршней маслом.


Кроме того, требования к вязкости масел при +150 °С и скорости сдвига 106 с-1 у разных автопроизводителей различаются.

Классы вязкости масел по SAE


В спецификациях моторных масел, разработанных автопроизводителями, обычно содержится определенное число вязкостных классов.

Однако строгие ограничения устанавливают далеко не все производители. Некоторые просто указывают предпочтительные вязкостные классы.

В таблицах приведены температурные интервалы применимости масел различных вязкостных классов, установленные отечественными и зарубежными изготовителями двигателей грузовых автомобилей.

В процессе эксплуатации автомобиля вязкостные характеристики масла зачастую изменяются.

По этой причине в его состав вводятся комбинации детергентов (моющих присадок) и антиокислителей, тормозящих процесс окисления масла под действием кислорода воздуха при высокой температуре.

Рациональное сочетание ингридиентов значительно замедляет рост вязкости масла, а также увеличивает срок его работы.

Неверное же сочетание компонентов может привести к негативным последствиям.

Окисление и загрязнение масла частицами сажи приводят к значительному росту его вязкости и ухудшению низкотемпературных свойств.

Именно по этой причине до наступления зимних холодов рекомендуется заменить масло, даже если оно заливалось в картер недавно и его смена по пробегу не требуется.