Отработанные моторные и трансмиссионные масла, которые после замены в двигателях и агрегатах автомобилей, тракторов и судов нередко сливают в почву или водоемы, загрязняют окружающую среду. Хорошо, если в автохозяйствах и пунктах базирования судов отработанные масла собирают в специальные емкости и впоследствие вывозят на нефтебазы для утилизации или регенерации.

При сдаче на нефтебазы отработанные моторные и индустриальные масла, как правило, не соответствуют установленным нормам по температуре вспышки. В основном их принимают как смеси отработанных нефтепродуктов по цене, меньшей, чем цена печного топлива. И низкие закупочные цены не оправдывают расходы на сбор и доставку отработанных масел на приемные пункты нефтесбытовых организаций.


Согласно ГОСТ 21046-86, отработанные нефтепродукты можно использовать следующим образом: моторные масла – как сырье для регенерации; индустриальные масла – как сырье для регенерации и очистки; смеси нефтепродуктов – как нефтяные промывочные жидкости, масла для термической обработки металлов, цилиндровые, трансмиссионные; нефть и жидкие нефтяные топлива, извлекаемые из очистных сооружений, – для переработки на НПЗ в смеси с нефтью и в качестве компонента котельного топлива.

Не спешите бежать и проверять, что находится в вашей канистре и чем это пахнет. Данный документ гласит, что в нашей стране регенерацию отработанных масел действительно проводят, НО, в основном, удалением механических загрязнений и воды.

Нефтеперерабатывающие заводы смешивают принятые на регенерацию отработанные масла со своими ловушечными продуктами и используют смесь как добавку к топочным мазутам, а предприятия нефтепродуктообеспечения в основном поставляют отработанные масла за рубеж по очень низким ценам. Таким образом, на местах сбора смеси отработанных масел в полном объеме в лучшем случае могут быть реализованы как компоненты котельного топлива.


За рубежом основную массу (до 90 %) отработанных нефтепродуктов используют как топливо, при этом прибыль достигает 120 %. В США почти половина фирм, занимающихся техническим обслуживанием грузовых автомобилей, готовит смеси отработанного масла и дизельного топлива для применения в качестве моторного топлива.


Цена дизельного топлива в среднем в 10 раз превышает цену отработанного масла при сдаче на сборные пункты. Таким образом, если отработанные масла использовать как компонент топлива, а не сдавать на приемные пункты, то экономическая эффективность возрастает в среднем на порядок.

Существующие мини-установки по переработке отработанных масел, действие которых основано на процессах термического крекинга и дистилляции, преобразуют "отработку" в полноценное печное топливо, дизельное топливо, а также кокс, битум и т.д.

Причины ограниченного вторичного использования масел: высокие расходы на регенерацию, загрязнение окружающей среды отходами этого процесса, и самое главное – ужесточение требований к качеству товарных масел.

Таким образом, в настоящее время существует всего несколько распространенных путей использования отработанных масел: как добавка в котельное топливо, как добавка в дизтопливо, и как основа для производства индустриальных масел общего назначения без присадок.