Согласно заявлению Дэвида Пирре, вице-президента концерна Shell, моторное масло для грузовиков Shell Rimula R6 LME снижает расход топлива на целых… 1,1 %.
Казалось бы, это такая мелочь – уж не знаешь, плакать или смеяться тут. Неужели это стоило вложения миллионов долларов в разработку смазочных материалов? Однако, не забудем, что прогресс в мире масел и смазок движется не так быстро…
Химическая лаборатория концерна Shell в Гамбурге – важный научный центр, где не принято торопиться с выводами и открытиями. Центр работает с 1956 г., подобных центров есть еще 6.
Научный размах лабораторий не может не впечатлить. Барабанный нагрузочный стенд имеет специальную камеру, имитирующую любые рабочие температуры от -40 до +50 градусов. Тестовый стенд может проводить испытания грузового двигателя в полной комплектации + задним мостом. Граничные пределы электротормозов на стенде – 100000 Нм.
Эта цифра значит, что проводить испытания можно на моторах с мощностью до 1500 л.с.
Технический инженер с помощью монитора и джойстика управляет головкой эндоскопа VideoCheck – так можно просматривать внутренности турбонагнетателя грузового дизеля. Тут же определяется нагар – дизельные двигатели чутко реагируют на качество базовой основы моторного масла, в случае ухудшения качества появляются отложения на впуске.
Отложения опасны тем, что препятствуют движению воздуха в компрессоре. Кроме того, они накапливаются в каналах интеркулера – это уменьшает его КПД и увеличивает токсичность (оксиды азота).
Требования экологии и экономии
В наши дни в ходу строгие экологические стандарты Евро-4 и Евро-5. Они применяются к современным автомобилям и маслам. Новые сажевые фильтры в дизельных двигателях не смогут справиться со старыми маслами, где слишком много продуктов моющих и антифрикционных элементов.
Все они попадают в цилиндры, забивая собой фильтры. Это ведет к росту давления на выпуске. И это только одна проблема.
Постоянная разработка новых сортов масел – одна из задач концерна Shell.
Что же будет в перспективе?
Идеи применения альтернативных видов топлива ведутся давно, но специалисты Shell пока относятся скептически к этому. Промышленные работы с водородом и биоэтанолом ведутся, но пока не будет массового перехода на такое топливо, их производство не будет выгодным.
Сейчас приоритет лаборатории в Гамбурге – это модернизация традиционных видов топлива, например, продуктов, синтезированных из природного газа (технология GTL, Gas to Luquid).
Топливо, созданное по технологии GTL горит чище и равномернее, да и шум от мотора, как правило, не досаждает водителю.
Почти 1/3 подобной «синтетики» включено в дизельное топливо марки V-Power. Этот сорт весьма популярен в Европе, хотя и имеет высокую цену. Стооктановый бензин V-Power – 4 % от продаж, а солярка (цетановое число 75...80) – до 8 %.
В топливах Shell доля общих присадок достигает 80...90 %, а сорта V-Power разработаны с учетом гоночного опыта. Ведь
Shell снабжает бензином и маслами команду Ferrari F-1. Также есть сотрудничество с мотоциклетной командой Ducati и Richard Childress Racing.
Shell планирует открыть завод и в нашей стране – в Тверской области был разработан план предприятия по смешиванию масел. Без сомнений, местная продукция будет стоить гораздо дешевле импортной.
Азия тоже не осталась неохваченной – в Китае Shell стал обладателем 75 % акций компании Tongyi. АЗС Shell распространены повсеместно – концерн является владельцем самой большой в мире сетью – 46 тыс. станций в 90 странах мира.
В России их пока не так много, всего 42, причем бензин V-Power можно приобрести лишь в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Нашим южным соседям, украинцам повезло больше. Украинских АЗС уже 80, и не за горами увеличение их числа.
Техническое обслуживание станции – дело всего четырех человек, в том числе пары заправщиков на улице, работа которых заключается не только в наполнении вашего бензобака, но и проверке уровня масла и жидкости в бачке омывателя. Это не будет стоить вам ничего. Например, в Германии вы можете в частном порядке, добровольно оплатить эту процедуру: 1 евро в кассу.
Дополнительный доход владельцу АЗС приносят магазин и кафе, а также автомойка. Потому что непосредственно продажа топлива – не самое прибыльное предприятие – это дает только 1/3 дохода – ведь автомобили становятся экономичнее и потребность в АЗС сокращается.