Есть такой документ – паспорт моторного масла. Некоторые нерадивые автолюбители игнорируют его, однако, в нем есть немало полезной информации для них. Важно уметь грамотно читать паспортные данные и применять их.
Производитель моторного масла, действуя в рамках действующих в России правил, обязан паспортизовать каждую изготовленную партию продукта и выдать паспорт покупателю.
Паспорт содержит марку масла, дату выработки и номер государственного стандарта (ГОСТ) или технических условий (ТУ), требованиям которых масло должно соответствовать. Требования нормативных документов к качеству масла – это перечень его физико-химических свойств и их предельные величины.
Давайте возьмем для примера паспорт "камазовского" летнего масла М-10Г2к, выпускаемого по ГОСТ 8581–78. Дата выпуска нужна для определения срока годности масла. Для масла М-10Г2к он равен 5 годам. По истечении этого времени масло можно применять только после повторной паспортизации, подтверждающей соответствие свойств продукта нормам стандарта после длительного хранения.
ГОСТ 8581–78 устанавливает нормы для марки М-10Г2к по следующим показателям:
- Вязкость кинематическая при +100 °C в пределах 10,5–11,5 мм2/с соответствует классу SAE 30 и гарантирует надежное смазывание двигателей при их работе в летнее время года
- Индекс вязкости не менее 95, плотность при +20 °С не более 0,900 т/ м3, цвет не более 3,0 единиц ЦНТ. Эти показатели характеризуют сырье, из которого изготовлено масло, и глубину очистки масляных фракций нефти
Чем выше индекс вязкости, меньше плотность и лучше цвет, тем благоприятнее состав базового масла и качество конечного продукта, получаемого добавлением присадок к базе.
- Массовая доля механических примесей не более 0,015 %, воды (следы), степень чистоты не более 500 мг/100 г
Эти три показателя говорят об отсутствии в масле значительного количества вредных примесей, причем в составе механических примесей не допускается наличие абразивных веществ.
- Температура вспышки в открытом тигле не ниже +220 °С характеризует содержание в масле легких фракций
Чем она выше, тем меньше испаряемость масла и его расход в двигателе, медленнее рост вязкости в процессе старения.
- Температура застывания не выше -18 °С характеризует ту степень охлаждения масла, при которой оно теряет способность течь
Летнее масло применяют при температуре воздуха не ниже 0 °С и, следовательно, в данном случае есть большой резерв.
- Отсутствие коррозионности на пластинах из свинца
Этот показатель характеризует коррозионную агрессивность масла в отношении свинцовистой бронзы, из которой изготавливают вкладыши подшипников коленчатого вала.
- Моющие свойства по ПЗВ баллы, не более 0,5. Этот показатель характеризует эффективность моющих присадок, добавленных к маслу. Оценка 0,5 балла говорит о том, что после испытания поршень практически чист
- Щелочное число не менее 6,0 мг КОН/г характеризует способность масла нейтрализовать кислоты, образующиеся при сгорании топлива и окислении масла
Чем больше щелочное число, тем лучше, но щелочность масла обусловлена наличием в его составе металлоорганических моющих присадок, образующих при сгорании золу, которая является абразивным материалом и иногда нарушает работу выпускных клапанов.
- Сульфатная зольность не более 1,15 % ограничена сравнительно небольшой величиной в связи с тем, что сказано ранее
Новейшие спецификации европейских автопроизводителей ограничивают сульфатную зольность дизельных масел величиной не более 1,0 % для выполнения требований Еuro 4.
- Стабильность по индукционному периоду осадкообразования не менее 50 часов характеризует стойкость масла к окислению. В течение 50 часов при температуре +200 °С и контакте с воздухом масло М-10Г2к не образует нерастворимых продуктов окисления
- Массовая доля активных элементов – кальция не менее 0, 19 %, цинка и фосфора не менее 0,05 % каждого
Этими показателями характеризуют правильность дозирования моющих, антиокислительных, антикоррозионных и противоизносных присадок при изготовлении масла.
Ряд показателей, имеющихся в паспорте, дает возможность контролировать работоспособность масла и выявлять некоторые неисправности двигателя путем анализа отработанного масла.
Так, например, снижение температуры вспышки на 30 °С и более свидетельствует о значительном разжижении масла топливом из-за утечки из системы подвода топлива или нарушений в работе ТНВД или форсунок.
Повышение массовой доли воды с 0,03 % (следы) до 0,2 % и более указывает на утечку охлаждающей жидкости и/или нарушения работы системы вентиляции картера. При указанном снижении температуры вспышки и увеличении массовой доли воды масло подлежит замене, оно стало неработоспособным.
То же относится еще к двум показателям. Сжижение щелочного числа более, чем на 50 % исходной величины, и изменение вязкости при +100 °С (снижение или рост) более, чем на 25 %, влекут за собой необходимость смены масла.
Быстрое снижение щелочного числа обычно связано с применением топлива, имеющего повышенное содержание серы. Снижение вязкости сезонного (в данном случае летнего) масла – результат его разжижения топливом.
Рост вязкости может быть обусловлен интенсивным окислением при длительной работе с высокой нагрузкой и высокой температурой воздуха, загрязнением масла частицами сажи – продуктами неполного сгорания топлива, а также испарением наиболее легких фракций базового масла.