Бензиновые двигатели бывают двух- и четырехтактными. И если первые завести в зимнее время очень сложно, то четырехтактные ДВС с воздушным охлаждением и частотой вращения 3000 об/мин можно запускать круглогодично.
Четырехтактные бензиновые двигатели встречаются в легковых, небольших и средних грузовых автомобилях, микроавтобусах. Моторные масла, используемые для данных транспортных средств, подвергаются серьезным испытаниям: высоким температурным нагрузкам при эксплуатации автомобиля в загородных условиях, быстро меняющимся режимам при езде в городе с остановками. Кроме того, в поездках на небольшие расстояния двигатель не успевает разогреться до оптимальной температуры масла и ОЖ.
Этим объясняются специальные требования к маслам для четырехтактных бензиновых двигателей:
- Предотвращение образования высокотемпературных отложений (нагара, лака на элементах ЦПГ) и низкотемпературных отложений (осадка, картерных шламов, отложений на сетке маслоприемника)
- Устойчивость к окислению
- Защита деталей двигателя от коррозии под влиянием конденсата продуктов сгорания бензина (в непрогретом или остывающем двигателе)
Двухтактные бензиновые двигатели, устанавливаемые на мопедах, мотороллерах, мотоциклах, снегоходах, моторных лодках, а также бензопилах и газонокосилках, довольно часто смазывают маслами, предварительно растворенными в топливе, которые сгорают вместе с ним. Такие масла обладают особыми свойствами, отличными от свойств масел для четырехтактных двигателей.
Характерными требованиями к маслам для двухтактных бензиновых двигателей являются:
- Возможность смешивания с бензинами и растворимость в них
- Предотвращение закоксовывания поршневых колец, образования отложений на поршне и в глушителе
- Обеспечение защиты поверхностей трения поршня и цилиндра от повреждений (задиров)
- Антикоррозионная защита деталей двигателя
- Малое влияние на токсичность отработавших газов (дымность)
- Малая зольность для обеспечения нормальной работы свечей зажигания и предотвращения преждевременного воспламенения рабочей смеси в камере сгорания
Выбирая масло для конкретного транспортного средства, необходимо заранее изучить рекомендации по его эксплуатации. В инструкции должны быть указаны: рабочий период масла, срок его замены и смены масляного фильтра, советы по техническому обслуживанию смазочной системы. В мануале для двухтактных двигателей указаны рекомендуемые пропорции масло/топливо.
Масла группы Г1 предписано применять для смазки форсированных двигателей легковых автомобилей, работающих на бензине с октановым числом выше 90. В состав этих масел входят высокоэффективные композиции отечественных или импортных присадок. Их производят на базе дистиллятных компонентов, загущенных макрополимерными присадками.
Масла групп В и В1 подходят для двигателей легковых и грузовых автомобилей, работающих на бензине с октановым числом до 80. Их используют круглогодично. В этих маслах содержатся пакеты отечественных или импортных присадок, добавляемых к дистиллятным или компаундированным базовым маслам.
Масло М-5з/10Г1 (ГОСТ 10541-78) изготавливают на базовом масле И-20А.
Его используют в регионах с низкими температурами зимних месяцев в качестве всесезонного.
Масло М-6з/12Г1 (ГОСТ 10541-78) изготавливают на основе смеси дистиллятных компонентов различной вязкости с добавлением присадок, обеспечивающих высокие противоизносные свойства.
Его применяют всесезонно в регионах с умеренными климатическими условиями при температуре воздуха от -20 °С до +45 °С.
Масло М-4з/6В1 (ГОСТ 10541-78) получают загущением базового масла (веретенного АУ) полиметакрилатной присадкой и добавлением композиции моющих, антиокислительных и противопенных присадок.
Применяют всесезонно в северной климатической зоне, в районах с умеренными климатическими условиями - только как зимнее масло. Масло М-4з/6В1 обеспечивает холодный пуск двигателя при -30 °С.
Масло М-6з/10В (ГОСТ 10541-78) получают на основе высококачественного компаундированного базового масла и эффективной композиции присадок.
Его применяют всесезонно в среднефорсированных бензиновых двигателях и безнаддувных дизелях. Это универсальное масло отличается повышенной работоспособностью. В бензиновых двигателях грузовых автомобилей пробег до замены масла составляет 18 тыс. км, а в дизелях – до 500 моточасов.
Масло М-8В (ГОСТ 10541-78) готовят из смеси дистиллятного и остаточного компонентов или дистиллятного компонента узкого фракционного состава с эффективной композицией присадок.
Используют всесезонно в среднефорсированных бензиновых двигателях легковых и грузовых автомобилей с периодичностью замены до 18 тыс. км пробега, а также в качестве зимнего масла для среднефорсированных автотракторных дизелей.