На вопрос совместимости моторных масел существуют две точки зрения. Ведущие зарубежные нефтяные компании считают, что качественные моторные масла разных производителей абсолютно совместимы, что в корне отрицают некоторые работники нефтехимической отрасли и автомеханики. Специалисты, выступающие против совместимости, делают свой вывод исходя из собственных знаний и личного практического опыта.

Они правы, но только если речь идет о маслах, изготовляемых по ГОСТ, ТУ или о так называемых "серых" маслах, впускаемых на подпольных фирмах и не подпадающих ни под какие стандарты. Некоторые отечественные производители масел не собираются выпускать моторные масла, совместимые с другими, даже несмотря даже на то, что, "сертифицируют" их согласно стандарту Американского Института Нефти (при том, что совместимость моторных масел - важное требование стандарта API).


Даже если применяемые масла высокого качества, заливать их в двигатель в произвольном порядке – ошибочная тактика.

Довольно часто необходимость найти совместимые масла возникает тогда, когда требуется долить масло в двигатель, а искомого нет, или если марка залитого масла неизвестна. В таком случае автовладелец может быть дезинформирован и, вместо того чтобы свободно долить соответствующее моторное масло, захочет произвести полную замену масла (с фильтром) и промыть двигатель или отвезти машину в техсервис.


Вопрос о совместимости моторных масел можно разделить на несколько частей: совместимы ли два минеральных или два синтетических масла, совместимы ли минеральное и синтетическое масла?

Американский Институт Нефти в своих стандартах на моторные масла указывает все их характеристики, которые должны обеспечить минимальный износ двигателя и расход топлива, уменьшить загрязнение окружающей среды и т.д. Там же четко определена совместимость изготавливаемых или только разрабатываемых масел с уже имеющимися в наличии и являющимися эталонными. Уважающий себя производитель не может выпустить моторное масло, не отвечающее стандарту API (т.е. не прошедшее все испытания, требуемые этим стандартом).

Каждое разрабатываемое моторное масло должно быть протестировано на совместимость с эталонными продуктами. В ходе испытаний смеси масел подвергаются глубокому и продолжительному охлаждению, выдержке при высокой температуре с последующим сильным охлаждением. По результатам тестирования с опытных образцов снимаются реологические характеристики, строятся калориметрические кривые, анализируются однородность и выпадение осадка.

Испытаниям подвергаются минеральные и синтетические масла, продукты высоких и низких классов, дизельные и бензиновые. Моторные масла, успешно прошедшие одни испытания, проходят следующие, не прошедшие от дальнейших опытов отстраняются.


Европейские и американские производители смазочных материалов на своем опыте доказали, что качественные моторные масла совместимы.

Другое дело, что в этом вопросе следует соблюдать осторожность. Сегодня на рынке ГСМ подделки под масла известных брендов - нередкое явление. Использовать их крайне опасно. Кроме того, не следует добавлять в двигатель неизвестные присадки, так как это может привести к негативным последствиям: образованию сгустков в масле, нагара на деталях, забивке масляных каналов и полной остановке двигателя.