Как только в разговоре на автомобильные темы возникают вопросы, касающиеся моторных масел – их выбора, замены, срока службы – начинаются споры. Казалось бы, очевидно, что синтетическое масло лучше минерального, однако дискуссии на эту тему не утихают. Для начала попробуем разобраться в технологии получения моторного масла.

Она, по сути, одинакова для всех и заключается в смешении специализированного базового масла с пакетом присадок, который придает конечному продукту дополнительные свойства для оптимизации работы в определенном температурном диапазоне. Основа может быть минеральной (результат перегонки нефти) или синтетической (результат полимерного синтеза), присадки – антиокислительными, антикоррозийными, антифрикционными, противоизносными, моюще-диспергирующими.

Ассортимент моторных масел

В связи со всем вышенаписанным споры о том, какое масло лучше, на самом деле не совсем корректны. Сравнивать разные масла априори неправильно. Минеральные масла изготавливаются по давно известной технологии с применением стандартного оборудования, поэтому по своим качествам они не могут сопоставляться с "синтетикой". Причем присадки не являются "панацеей". Они повышают технические свойства минерального масла, но их обилие может вызвать нагароообразование и формирование лаковых отложений на внутренних деталях двигателя.


В том случае, если основа масла синтетическая (полиэфиры, полиальфафеолины), его вязкость составляет 0W или 5W. Это позволяет осуществлять эффективную смазку и быстрый пуск двигателя в холодное время года (до -40 °С). Кроме того, синтетическая база отличается от минеральной более высокой окислительной стойкостью, поэтому синтетическое масло имеет увеличенный срок эксплуатации.

Интервал замены синтетического моторного масла может быть больше вдвое по сравнению с минеральным. "Синтетика" экономит топливо (5-10 %), что в контексте общемировой тенденции к экологичности автотранспорта является положительным качеством. В целом, разработчики масел стремятся к производству и совершенствованию новых синтетических масел.


При всех своих преимуществах синтетическое масло в 2-4 раза дороже минерального, поэтому использовать его могут далеко не все автовладельцы. Для многих оптимальной альтернативой является полусинтетическое моторное масло – оно содержит минеральную основу, большое количество синтетических элементов и комплекс необходимых присадок.

Владельцам новых автомобилей стоит выбирать те моторные масла, которые прописаны в инструкции по эксплуатации транспортного средства. В случае нарушения рекомендаций автопроизводителей двигатель не застрахован от снижения рабочего ресурса и отказа в гарантийном обслуживании. Владельцам старых машин рекомендуется использовать масла с высокой вязкостью – минеральные или полусинтетические, поскольку между деталями двигателя уже образовались большие зазоры.

Для дизелей необходимо применять только соответствующие масла (для дизельных двигателей). Это важно, потому что в процессе сгорания дизтоплива формируются химически агрессивные соединения, а масла для дизельных двигателей содержат специальные противоокислительные присадки, которые блокируют негативное действие таких соединений на металл.

Для летнего применения в бензиновых двигателях обычных легковых автомобилей и автомобилей спортивного типа нужно выбирать масла, устойчивые к повышению рабочей температуры. Чем выше второе число в индексе вязкости масла, тем больше оно подходит для такого применения.

Оптимальный выбор для двигателя с турбонаддувом – синтетическое масло. Масляные каналы в таком двигателе очень тонкие, а в условиях резкого перепада температур масло с большой вязкостью способствует их закоксовыванию. Некачественная смазка приводит к износу и скорому выходу дорогостоящей турбины из строя.


Выбирая масло, обращайте внимание на продукцию крупных брендов – Shell, Liqui Moly, Mobil, Esso.