Вопрос о качестве моторных масел и изменении их внешнего вида в процессе эксплуатации вызывает большой интерес не только у профессиональных механиков, но и у обычных автовладельцев.
Вполне естественно, что масло к концу межсервисного интервала меняет свой цвет на более темный – это результат попадания в него продуктов сгорания топливно-воздушной смеси, частиц коррозии и других загрязняющих веществ.
Помимо них, в смазочной жидкости циркулирует металлическая стружка, которая неизбежно образуется вследствие трения сопряженных деталей двигателя.
Масло, наполненное стружкой, способно нанести серьезный ущерб силовому агрегату. Кроме того, оно засоряет масляные каналы и ограничивает циркуляцию через них.
Для сбора стружки на сливной пробке присутствуют специальные магниты. Они притягивают металлическую пыль, однако не всю – в том или ином объеме она все же остается в масле.
Основными признаками наличия в масле стружки являются:
- Чрезмерный расход моторной жидкости
- Стук в двигателе
- «Прострелы» при сбросе газа
- Срабатывание лампочки давления масла
Проще всего определить загрязнение масла металлической стружкой по нехарактерному серо-металлическому цвету и непрозрачности жидкости.
Сделать это можно, вытащив щуп и капнув масла на белый лист бумаги. Можно также взять образец из картера с помощью шприца. Спустя немного времени от масла отделяется осадок. Если поднести к нему магнит, он притянет металлические частицы.
Откуда в масле появляются металлические частицы?
Очень часто при замене масла в поддоне картера двигателя можно обнаружить мелкие серебристые «зернышки». Вероятнее всего, это стружка с вкладышей. Частицы не стальные, поэтому не задерживаются на магнитах сливной пробки.
Они появляются из-за задиров на шейках коленчатого вала. Чем выше износ вкладышей, тем быстрее на холостом ходу начнет загораться лампочка давления масла.
Если ничего не предпринять в этой ситуации, через несколько тысяч километров вкладыши провернуться, и двигатель может заклинить. Даже если самого плохого сценария удастся избежать, проточить коренные и шатунные шейки на коленвале, а также установить новые вкладыши все же придется.
Источником попадания в масло стружки иногда становятся плохо промытые после капремонта двигателя магистрали. Металлическая пыль, образующаяся при расточке коленвала и цилиндров, оседает в каналах, а затем попадает в свежее масло.
Стружка может стать результатом износа поршней, поршневых колец, стенок цилиндров, постелей распредвала, шестерней масляного насоса и пр. деталей.
Другие возможные причины накопления в масле стружки:
- Редкая смена смазки или ее низкое качество
- Игнорирование замены фильтра при смене масла
- Масляное голодание двигателя
- Грязные картер и маслоприемник
- Некачественный фильтр (рваная бумага, неработающий клапан)
- Агрессивная езда, большая нагрузка на непрогретый двигатель
Чем опасна стружка в масле?
Небольшое количество очень мелкой металлической стружки («пудры») в масле допускается после капремонта двигателя. Дело в том, что в течение определенного времени мотор «обкатывается», а детали притираются друг к другу, в результате чего образуется металлическая пыль.
Именно поэтому первую замену масла на новом или только что отремонтированном силовом агрегате нужно производить раньше положенного срока.
Если стружка регулярно образуется в уже обкатанном двигателе, избежать его разборки для диагностики и устранения проблемы не удастся.
Игнорирование появления металлических частиц в моторном масле неизбежно приведет к поломке главного агрегата автомобиля. Когда это случится – зависит от того, насколько серьезна неисправность.
Вымыть стружку из двигателя без его разборки не получится, поэтому, если вы не обладаете должными знаниями и опытом, лучше сразу обращаться к специалистам.