Клапанная крышка, которая закрывает механизм газораспределения, расположена на головке блока цилиндров. Между ней и ГБЦ устанавливается уплотнительная прокладка или наносится герметик. В крышке имеется отверстие для заливки масла в двигатель – маслозаливная горловина.

Главная задача клапанной крышки – герметизация газораспределительного механизма (ГРМ). Она позволяет избежать разбрызгивания смазки, предотвращает попадание грязи и влаги внутрь силового агрегата.

Снятие крышки обеспечивает возможность быстрого доступа к некоторым элементам ГРМ без необходимости демонтажа головки блока цилиндров.

В процессе эксплуатации транспортного средства на крышке ГБЦ может появляться масло. Источниками утечки могут быть болты, которыми она крепится, или место соединения детали с головкой блока.


Разберемся с причинами вытекания смазочной жидкости и методами устранения этой проблемы.

Причины течи масла из-под клапанной крышки


Течь масла из-под клапанной крышки


Течь масла обычно обнаруживается в месте прилегания клапанной крышки к головке блока. Реже потеки можно увидеть на самом корпусе детали. Это указывает на наличие в ней трещин или других дефектов.

Моторное масло подается к различным элементам силового агрегата под определенным давлением, которое создается благодаря работе маслонасоса. Именно поэтому течь в области болтов крышки или маслозаливной горловины чаще всего бывает вызвана повышением давления в системе смазки.

Параллельно с этим вполне допускается износ прокладки или недостаточное уплотнение в месте соединения крышки клапанов и ГБЦ.

Прокладка клапанной крышки выполнена из резины. При постоянных перепадах температур уплотнитель постепенно теряет эластичность и твердеет, в структуре материала появляются трещины. В результате прокладка перестает плотно прилегать к поверхностям крышки и головки.

Почему растет давление масла?

На панели приборов расположены лампочки, которые информируют автовладельца о снижении давления в системе смазки. При этом узнать о повышении этого показателя так просто не получится.

Сделать это можно лишь по косвенным признакам – например, по появлению протечек масла или увеличению температуры в блоке цилиндров.


Основными причинами повышения давления являются:

  • Использование слишком вязкого масла
  • Засорение масляных каналов и фильтра
  • Накопление картерных газов из-за забитой сетки маслоотделителя, закупорки вентиляционных шлангов и штуцеров
  • Заклинивания редукционного клапана маслонасоса

Убедиться в том, что давление действительно повышено, можно путем измерений. Для этого вам понадобится цифровой или механический жидкостный манометр.

Прогрейте двигатель и найдите штатный датчик давления масла. Вместо него установите штуцер прибора.

Запишите показатели давления на холостых и высоких оборотах. Для каждой модели двигателя есть свои допустимые значения. Например, для дизельных агрегатов TDI объемом 1.9 и 2.5 литра давление на холостых ходах должно составлять около 0.8-1 атмосферы, при 2000 об/мин — 2 атмосферы. Для бензиновых двигателей 1.6-2.0 на холостых ходах давление равняется 2 атмосферам, при 2000 об/мин – 2,7-4,5 атмосферам.


Манометр для измерения давления масла


Если манометра нет, можно попробовать открутить датчик с двигателя, отключить катушки зажигания и несколько раз прокрутить коленвал стартером. Через отверстие от датчика масло должно выплескиваться, но не под сильным давлением. Если такого не происходит, можно сделать вывод о масляном голодании силового агрегата.

Способы устранения течи

Зная причину утечки масла, эту проблему можно легко решить. В случае забитых масляных каналов придется слить старую смазку и промыть двигатель с помощью специального средства.

При наличии механических повреждений – расшатанных резьбовых соединений или трещин – необходимо будет поменять вышедшие из строя элементы. Так же необходимо поступить и с изношенной прокладкой.


Проблемы с повышенным давлением тоже решаются. Правда, иногда это обходится достаточно дорого – например, в том случае, если возникает необходимость в покупке нового масляного насоса, маслоотделителя или редукционных клапанов.

Профилактические рекомендации


Чтобы не сталкиваться с проблемой утечки масла через клапанную крышку, старайтесь соблюдать следующие рекомендации:

  • Покупайте только оригинальные или одобренные вашим автопроизводителем запчасти
  • Используйте масло по сезону – зимою менее вязкое, летом более густое
  • Соблюдайте интервалы замены смазочной жидкости и масляного фильтра
  • Регулярно проверяйте работоспособность системы вентиляции картера
  • Вовремя реагируйте на любые неисправности и нарушения в работе двигателя
  • Доверяйте ремонт проверенным специалистам

Процесс замены прокладки клапанной крышки


Прокладка клапанной крышки


Самостоятельно заменить прокладку клапанной крышки несложно.

Снимите саму крышку – она может быть закреплена болтами или гайками со шпильками. Очистите деталь от загрязнений и остатков старой прокладки. Для этого можно воспользоваться ветошью, смоченной в спирте или бензине.

Нанесите в места соединения крышки герметик и установите новый уплотнитель. Произведите сборку в обратной последовательности