Клапанная крышка, которая закрывает механизм газораспределения, расположена на головке блока цилиндров. Между ней и ГБЦ устанавливается уплотнительная прокладка или наносится герметик. В крышке имеется отверстие для заливки масла в двигатель – маслозаливная горловина.
Главная задача клапанной крышки – герметизация газораспределительного механизма (ГРМ). Она позволяет избежать разбрызгивания смазки, предотвращает попадание грязи и влаги внутрь силового агрегата.
Снятие крышки обеспечивает возможность быстрого доступа к некоторым элементам ГРМ без необходимости демонтажа головки блока цилиндров.
В процессе эксплуатации транспортного средства на крышке ГБЦ может появляться масло. Источниками утечки могут быть болты, которыми она крепится, или место соединения детали с головкой блока.
Разберемся с причинами вытекания смазочной жидкости и методами устранения этой проблемы.
Причины течи масла из-под клапанной крышки
Течь масла обычно обнаруживается в месте прилегания клапанной крышки к головке блока. Реже потеки можно увидеть на самом корпусе детали. Это указывает на наличие в ней трещин или других дефектов.
Моторное масло подается к различным элементам силового агрегата под определенным давлением, которое создается благодаря работе маслонасоса. Именно поэтому течь в области болтов крышки или маслозаливной горловины чаще всего бывает вызвана повышением давления в системе смазки.
Параллельно с этим вполне допускается износ прокладки или недостаточное уплотнение в месте соединения крышки клапанов и ГБЦ.
Прокладка клапанной крышки выполнена из резины. При постоянных перепадах температур уплотнитель постепенно теряет эластичность и твердеет, в структуре материала появляются трещины. В результате прокладка перестает плотно прилегать к поверхностям крышки и головки.
Почему растет давление масла?
На панели приборов расположены лампочки, которые информируют автовладельца о снижении давления в системе смазки. При этом узнать о повышении этого показателя так просто не получится.
Сделать это можно лишь по косвенным признакам – например, по появлению протечек масла или увеличению температуры в блоке цилиндров.
Основными причинами повышения давления являются:
- Использование слишком вязкого масла
- Засорение масляных каналов и фильтра
- Накопление картерных газов из-за забитой сетки маслоотделителя, закупорки вентиляционных шлангов и штуцеров
- Заклинивания редукционного клапана маслонасоса
Убедиться в том, что давление действительно повышено, можно путем измерений. Для этого вам понадобится цифровой или механический жидкостный манометр.
Прогрейте двигатель и найдите штатный датчик давления масла. Вместо него установите штуцер прибора.
Запишите показатели давления на холостых и высоких оборотах. Для каждой модели двигателя есть свои допустимые значения. Например, для дизельных агрегатов TDI объемом 1.9 и 2.5 литра давление на холостых ходах должно составлять около 0.8-1 атмосферы, при 2000 об/мин — 2 атмосферы. Для бензиновых двигателей 1.6-2.0 на холостых ходах давление равняется 2 атмосферам, при 2000 об/мин – 2,7-4,5 атмосферам.
Если манометра нет, можно попробовать открутить датчик с двигателя, отключить катушки зажигания и несколько раз прокрутить коленвал стартером. Через отверстие от датчика масло должно выплескиваться, но не под сильным давлением. Если такого не происходит, можно сделать вывод о масляном голодании силового агрегата.
Способы устранения течи
Зная причину утечки масла, эту проблему можно легко решить. В случае забитых масляных каналов придется слить старую смазку и промыть двигатель с помощью специального средства.
При наличии механических повреждений – расшатанных резьбовых соединений или трещин – необходимо будет поменять вышедшие из строя элементы. Так же необходимо поступить и с изношенной прокладкой.
Проблемы с повышенным давлением тоже решаются. Правда, иногда это обходится достаточно дорого – например, в том случае, если возникает необходимость в покупке нового масляного насоса, маслоотделителя или редукционных клапанов.
Профилактические рекомендации
Чтобы не сталкиваться с проблемой утечки масла через клапанную крышку, старайтесь соблюдать следующие рекомендации:
- Покупайте только оригинальные или одобренные вашим автопроизводителем запчасти
- Используйте масло по сезону – зимою менее вязкое, летом более густое
- Соблюдайте интервалы замены смазочной жидкости и масляного фильтра
- Регулярно проверяйте работоспособность системы вентиляции картера
- Вовремя реагируйте на любые неисправности и нарушения в работе двигателя
- Доверяйте ремонт проверенным специалистам
Процесс замены прокладки клапанной крышки
Самостоятельно заменить прокладку клапанной крышки несложно.
Снимите саму крышку – она может быть закреплена болтами или гайками со шпильками. Очистите деталь от загрязнений и остатков старой прокладки. Для этого можно воспользоваться ветошью, смоченной в спирте или бензине.
Нанесите в места соединения крышки герметик и установите новый уплотнитель. Произведите сборку в обратной последовательности