Главная задача моторного масла – не допустить сухого трения движущихся деталей двигателя, обеспечив минимальную силу трения при максимальной герметичности рабочих цилиндров.
Одним из наиболее важных параметров автомасла считается его вязкость. Говоря простым языком, вязкость масла – это его способность удерживаться на внутренних поверхностях двигателя и при этом сохранять текучесть. Вязкость является непостоянной величиной, так как в зависимости от температуры она меняется. Именно поэтому американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE) была разработана классификация моторных масел по вязкости. По сути эта классификация дает диапазон температур, в котором работа двигателя является безопасной.
На этикетке моторного масла его вязкость указывается аббревиатурой SAE и цифрами, разделенными буквой W (указывает на всесезонность масла). Например, обозначение 5W-30 расшифровывается следующим образом. 5W – это низкотемпературная вязкость, которая означает, что холодный запуск двигателя возможен при температуре не ниже -35 °С (от цифры перед W нужно отнять 40).
Это минимальная температура автомасла, при которой масляный насос сможет прокачать его по системе, не допустив при этом сухого трения внутренних деталей. На работу прогретого двигателя этот параметр никак не влияет. Если отнять от этой же цифры 35, получим минимальную температуру «проворачиваемости» двигателя (в данном случае – -30 °С). Очевидно, что с понижением температуры масло становится гуще и стартеру все сложнее запустить холодный двигатель.
Если Вы живете в регионе, где температура воздуха зимой редко опускается ниже -20 °С, то Вам подойдет масло практически любой вязкости. Больше внимания обращайте внимание на состояние стартера и аккумулятора. Если они изношены, завести двигатель при -20 °С будет легче, используя масло 0W-30, а не 15W-40.
Гораздо более важную роль играет вторая цифра в обозначении, определяющая высокотемпературную вязкость. Это «сборный» показатель указывает на минимальную и максимальную вязкость масла при рабочих температурах 100-150°С. Чем больше это число, тем выше вязкость моторного масла при высоких температурах.
Сегодня специалисты рекомендуют проводить замену масла в зависимости не от сезона, а от пробега автомобиля. Применительно к российским условиям эксплуатации «синтетику» лучше менять через 15 тыс. км пробега, «полусинтетику» – через 10 тыс. км. Для минерального масла с классом вязкости SAE 15W-XX и 20W-XX 5 тыс. км пробега – предел.
Выбирая тип моторного масла, для начала стоит определиться с режимом эксплуатации автомобиля: при его круглогодичном использовании лучше применять «синтетику» – благодаря своим вязкостным характеристикам она обеспечивает смазку при низких температурах запуска двигателя. Если же автомобиль используется только летом, вполне подойдет минеральное масло.
«Холодный пуск» представляет для двигателя огромную опасность. 80-90 % общего износа приходится именно на первые секунды его работы. Дело в том, что при отрицательных температурах в масле образуются твердые и вязкие парафиновые комки, которые закупоривают каналы системы смазки. Именно поэтому необходимо использовать качественные смазочные материалы с хорошими низкотемпературными свойствами.
Для легковых автомобилей рекомендуется отдать предпочтение моторным маслам известных производителей: Texaco (Техасо Havoline Energy 5W-30, Техасо Havoline Synthetic 5W-40), Shell (Shell Helix Ultra AG SAE 5W-30, Shell Helix Ultra X 0W-30), Mobil (Mobil Synt S 5W-40) и др.
Всем известно, что в системе охлаждения должна поддерживаться температура около +90 °С. При этом масло разогревается гораздо сильнее. «Южные» испытания, которые проводились на АвтоВАЗе, свидетельствуют, что при температуре окружающего воздуха +45 °С в некоторых режимах работы температура масла достигала +150 °С. В таких условиях маловязкие масла будут просто не в состоянии обеспечить нужного давления в системе смазки (так как чем меньше вязкость, тем ниже давление).
Потому использовать их в жарком климате не рекомендуется. Применение масел классов 5W-30 и 10W-30 нежелательно при температуре окружающего воздуха более +20 °С. Вязкость нагретого масла невелика, поэтому оно стекает в поддон, а чтобы прокачать его, давления в системе явно недостаточно. В результате возникает масляное «голодание» двигателя, грозящее проблемами при его запуске и даже поломкой.
Во избежание таких последствий летом лучше использовать более вязкие масла (10W-40 или 15W-50). Идеально подходят продукты Shell: полностью синтетическое масло Helix Ultra 15W-50, полусинтетическое Helix Plus 10W-40, минеральное с добавками синтетики Helix Super 10W-40, «чистое» минеральное Helix 10 W 40.
Заливать дешевое масло в дорогую иномарку не рекомендуется. Современные высокотехнологичные двигатели имеют очень небольшие зазоры и слишком узкие для вязких масел каналы. В результате двигателю будет не хватать смазки и он может выйти из строя.
Однако использовать дорогое масло для дешевых автомобилей вполне допустимо. Мировые производители, работающие на российском рынке, специально для нашей техники выпускают относительно недорогие минеральные масла. Для улучшения свойств отечественных минеральных и полусинтетических масел рекомендуется использовать специальные присадки, например дисперсию на основе MoS2 (дисульфида молибдена) Molykote A.
На всех поверхностях трения и скольжения она образует специальную антифрикционную пленку, устойчивую к действию больших нагрузок. Присадка значительно снижает трение и гарантирует более легкий ход всех подвижных деталей.