Полный перечень "одобренных" масел далеко не всегда фигурирует на полках всех автомагазинов. По этой причине лучше следовать относительно несложным правилам. Например, в карбюраторные уфимские моторы, в двигатели ВАЗ 2103, 2105, 2106, и еще в ЗМЗ-402 льют масла не ниже группы Г согласно отечественной классификации или SF – по американской. Вот, М5з12Г или API SF/CC можно залить, а, скажем, М8В уже не подойдет.


Между тем, если быть чуть более точным, хорошие моторные масла по качеству должны быть немного выше группы SF.


Если вы – владелец автомобиля с впрыском или хотя бы с гидрокомпенсаторами (ЗМЗ-406, VAZ 2111, 2112, 2114), то вам нужно масло ну хотя бы группы SG согласно американской классификации или Д – по отечественной. Но и здесь похожая ситуация – вообще, если посудить, масло должно быть чуть лучше группы SG. Таким образом, все, что отмечено как SH, SJ, SL (SL появилась на свет сравнительно недавно), вполне можно заливать, если, разумеется, вы уверены в качестве содержимого канистры.

О вязкости говорить проще. Наиболее распространенные наши – 15W-40, 10W-40 и 5W-40. Первые де-юре являются всесезонными, но на них можно рассчитывать, пока столбик термометра не опустится до -10...-15°С. Конечно, речь идет о карбюраторных моторах. Разумеется не потому, что данная вязкость не рассчитана на двигателей с системой впрыска топлива.

Дело в том, что масла с подобной маркировкой, обычно, наиболее дешевые в своей группе, и не самые лучшие, порой это как раз "карбюраторная" группа SF.


Если для машины с впрыском такое масло приобретает не самый опытный автолюбитель, то вероятность допустить ошибку несколько возрастает.


Далее по списку – моторные масла с маркировкой 10W-40, которые можно назвать с точки зрения автолюбителей "бюджетным" вариантом в почти любых ситуациях. По цене они не так уж и превышают "демисезонные" 15W-40, но могут увеличить температурный предел использования на 5-10 °С в отрицательную сторону. Хотя бы, до -15-20 °С, а дальше – гарантий, правда, твердых нет.

Всякий автовладелец регулярно ездящий зимой легко вспомнит раннее зимнее утро. Ежась от холода, в предрассветной мгле автовладельцы деловито возятся около своих "железных коней", которых застиг врасплох ударивший ночью морозец. Речь идет о серьезном морозе, градусов так 25, не меньше.


Для того, чтобы избежать подобных случаев, в поддоне должно быть подходящее масло, например, с вязкостью 5W-40. Причем, оно может быть синтетическим, полусинтетическим, гидрокрекинговым (его тоже порой относят к "полусинтетике").


Важно учесть цену, а она бывает разной, на такие масла. "Синтетика" с вязкостью, ориентированной на зиму, будет стоить дорого, а стоимость "полусинтетики" может равняться стоимости менее "холодного" 10W-40.

А что нас ждет в будущем? Ужесточение экологических требований к автомобилям непременно отразится на инженерной конструкции двигателя и применяемых смазочных материалах – и в топливе и маслах и в смазках. Каковы же основные тенденции последних лет? Во-первых, снижение вязкости масел, уменьшение их испаряемости и повышение срока использования.


Уже сейчас в новых автомобилях стали нормой моторные масла с вязкостью 5W-30 и 10W-30 – они жиже "сороковых" при работе "горячего" мотора. Скоро придет время использования еще менее вязких 0W-30 и даже 5W-20 и 0W-20.


Параллельно со снижением вязкости идет работа по более активному внедрению гидрокрекинга. Процентное соотношение минеральных смазок уменьшается и все больше распространяется гидрокрекинг – более серьезная, дополнительная переработка нефтяного сырья.

А что с "синтетикой"? Можно долго рассуждать о ее дороговизне, но как бы то ни было, но все больше автолюбителей ее выбирают. Прежде всего, благодаря лучшей термостабильности и хорошим экологическим показателям (в т.ч. малой испаряемости).

Как-то я был свидетелем того, как владелец простых карбюраторных "Жигулей", перейдя с дешевой "минералки" на синтетическое масло, значительно улучшил уровень показателя СО в выхлопных газах.


Но как быть, если в вашем гараже, "не брильянт, не Порше", а отечественная "семерка" или "десятка"? Поладят ли они с новыми и перспективными продуктами?


Они разрабатывались под масла с "горячей" вязкостью SAE 40, и применять в них 5W-20, если оные появятся, конечно, не стоит. Какой-то компромиссный вариант, типа, 5W30 или 10W30 вполне подойдет, правда, возникнут ограничения летом. Конечно, при стандартных +20-25 °С ничего с автомобилем не произойдет, но если температура превысит + 30 °С – "зимнее" масло нужно будет сменить какое-нибудь более подходящее.

Кстати, а вы тоже слышали невесть откуда взявшиеся "страшилки" про злую "синтетику", разъедающую сальники? Нет, это всего лишь преувеличение – она только имеет лучшую текучесть и сквозь неисправные уплотнения охотнее вытекает, что вполне логично.

Продукты какой фирмы выбрать?

Знаете, это – дело вкуса – изберите тот бренд, которому доверяете и покупайте только настоящее масло (а не какую-то подделку).

Оправдано ли чередование моторных масел, погоня за более классным продуктом?

В принципе, с технической точки зрения особо страшного в этом деле ничего нет. Но вот все же "шестое чувство" отчего-то говорит, что двигателю пойдет на пользу, если автовладелец побыстрее определится.