Видя, сколько масел стоит на витринах автомагазина, с одной стороны, не хочется прогадать, экономя на собственной безопасности, с другой стороны – переплачивать только за бренд, не зная, что внутри канистры. Попробуем разобраться, существует ли "идеальное" моторное масло. В первую очередь, напомним, что минеральное моторное масло – это натуральный продукт, выработанный из нефти, а синтетическое – субстанция, полученная в результате синтеза. Что же вызвало необходимость такого синтеза и зачем вообще нужно было изобретать "синтетику"?

Дело в том, что условия, в которых работает любой двигатель, нестабильны. После остановки он остывает, после запуска прогревается, во время эксплуатации постоянно меняет свой режим работы: обороты, температуру, скорость трения и прочее. По этой причине идеальным моторным маслом для ДВС могло бы быть такое масло, свойства и характеристики которого оставались бы прежними при изменениях вышеперечисленных условий. Однако это невозможно: при остывании любая субстанция становится гуще, при увеличении скорости трения – перегревается и т.д.

На определенном этапе развития моторостроения вопрос обеспечения максимальной стабильности свойств моторного масла в разных условиях эксплуатации стал особенно актуальным. А поскольку минеральная основа моторного масла имеет свои ограничения в плане обеспечения такой стабильности, ученые путем синтеза молекул получили синтетическую основу, которая намного меньше подвержена влиянию внешних факторов, т.е. ее свойства более стабильны в процессе длительной эксплуатации.

Впервые синтетическое моторное масло было применено в авиации, когда встала необходимость запуска двигателей при очень низких температурах (-40 °С и ниже). Минеральное масло при таких температурах просто замерзало. Понятно, что себестоимость синтетического масла была в те времена очень высокой, что не позволяло массово применять его в двигателях автомобилей. Со временем производить синтетические моторные масла стало дешевле, появилась возможность использовать их в автомобильной промышленности.


Итак, главным эксплуатационным отличием синтетического моторного масла от минерального, является более высокий уровень стабильности его свойств и характеристик при различных температурах и длительной эксплуатации.

При этом важно помнить, что далеко не всегда использование именно синтетического моторного масла является острой необходимостью. К примеру, всем известно, что платина является лучшим проводником тока, чем медь, но это вовсе не означает, что в квартирной проводке нужно использовать платиновые провода, поскольку свойств медных хватает для подключения и использования бытовых приборов.

Для двигателей с большим пробегом, "синтетика" вообще противопоказана. Поэтому, если для региона, в котором Вы эксплуатируете свой автомобиль, не характерны падения температур в зимний период ниже -15...-20 °С, то острой необходимости в использовании синтетического моторного масла нет. Никакого вреда двигателю минеральное или полусинтетическое моторное масло не принесет, но будет нуждаться в замене немного чаще, чем синтетическое.

Полусинтетические моторные масла изготавливают из смешанной основы, где 30-50 % составляет синтетическая часть, и, соответственно, 50-70 % – минеральная. Такие масла обладает гораздо лучшими показателями стабильности характеристик, чем минеральные, но уступают синтетическим. Обычно полусинтетическое моторное масло рекомендуют заливать в современные двигатели с большими пробегами.