Эксперты рекомендуют производить замену масляного фильтра при каждой смене моторного масла. Поэтому для замены масла в двигателе необходимо знать устройство и особенности работы масляного фильтра.

Масло, циркулирующее по системе смазки двигателя, необходимо фильтровать от продуктов окисления, сажи и частиц износа деталей. Эти задачи и выполняет масляный фильтр, представляющий собой устройство для очистки масла от загрязняющих его механических частиц, смол и других примесей.

В большинстве современных двигателей они полнопоточные: все масло, циркулирующее по системе смазки, проходит через него. От конструкции и качества масляного фильтра зависит долговечность двигателя.

Автомобильный масляный фильтр состоит из фильтрующего элемента, обратного и перепускного клапана, объединенных в одном корпусе.


Для правильной и безопасной замены моторного масла необходима предварительная подготовка, включающая несколько основных этапов:

  • Осмотреть рабочее место. Лучше производить замену фильтра, загнав машину на смотровую площадку (пандус)

  • Под автомобилем довольно темно, поэтому лучше вооружиться фонариком

  • Визуально определить место, где расположено отверстие для слива масла из двигателя. Убедиться, что ключ подходит по размеру к пробке поддона картера

  • Взять специальный поддон для слива отработанного масла. Можно воспользоваться большим пластиковым поддоном или ванночкой, которая специально изготовлена для сбора отработанных масел

  • Найти масляный фильтр. В автомобилях старых моделей его легко обнаружить. У более новых моделей имеются накладки или щитки, которыми фильтр закрывается. Их необходимо сдвинуть в сторону, чтобы добраться до фильтра

  • Заготовить необходимые инструменты.


  • Для замены масла понадобятся:

    • Ключ для масляного фильтра

    • Комбинированный ключ

    • Фонарик

    • Эстакада (если понадобится)

    • Воронка

    • Резиновые перчатки

    • Ветошь

    • Канистра


    В инструкции к автомобилю следует прочитать данные о вязкости и качестве моторного масла, рекомендуемого для конкретной модели.


    После того, как закончен этап предварительной подготовки, можно приступать непосредственно к замене масла.

    В зависимости от того, каковы результаты работы по подготовке, машина может стоять на эстакаде, если это необходимо, на первой скорости (или в режиме паркинг в том случае, если трансмиссия автоматическая) и на включенном ручном тормозе.


    Передние колеса должны быть правильно установлены на эстакаде. Следует соблюдать все меры безопасности: автомобиль должен стоять на ровной твердой поверхности, лучше всего на асфальтовом или бетонном покрытии.


    После того, как машина установлена на эстакаду, нужно выключить двигатель и подождать 15-30 минут, прежде чем приступить к работе. Это необходимо для того, чтобы масло в двигателе остыло.

    Для дальнейшей работы лучше надеть резиновые перчатки. Они позволят рукам оставаться чистыми, и с их помощью лучше удерживать в руках отдельные предметы.

    Затем следует поместить емкость для слива масла под поддон картера.


    Когда будет выливаться первое отработанное масло, оно будет вырываться из отверстия с большой силой, поэтому стоит предусмотреть возможность того, что масло может разбрызгиваться по сторонам (опилки или подстилки для мусора замечательно подходят для сбора маслоподтеков).


    С помощью ключа нужного размера необходимо ослабить пробку поддона картера, поворачивая ее против часовой стрелки.

    После того, как пробка откручена в достаточной степени, ее нужно продолжать откручивать рукой, все время придерживая с достаточной силой для сдерживания давления масла. Когда пробка полностью выкручена из поддона картера, необходимо быстро убрать руку с пробкой в сторону.


    Установить поддон для слива и следить за тем, как вытекает масло. Все отработанное масло должно выливаться только в эту емкость.


    С помощью бумажного полотенца или ветоши протереть наружную поверхность коробки фильтра с тем, чтобы было удобнее браться.

    Прежде чем воспользоваться инструментами, следует попытаться открутить масляный фильтр вручную (при этом нельзя проворачивать его больше чем на 2-3 см). Сдвинуть поддон под масляный фильтр и затем установить обратно сливную пробку. Аккуратно и плотно затянуть ее с помощью ключа.

    В то время, как поддон с отработанным маслом стоит в новом положении, нужно установить специальный ключ с ремнем вокруг масляного фильтра и попытаться ослабить его.


    В том случае, если не удается снять масляный фильтр, следует остановиться во избежание поломки оборудования. В этом случае нужно убедиться в том, что фильтр все еще крепко закреплен, затем залить в двигатель рекомендуемое количество масла и доставить автомобиль в ремонтную мастерскую или дилеру для того, чтобы они смогли поменять масло.


    После того, как масляный фильтр ослаблен на полоборота, следует снять ключ, извлечь фильтр и поместить его на поддон с отработанным маслом.

    Вытереть потеки и пролитое масло с помощью бумажного полотенца. Убрать поддон со слитым отработанным маслом.

    Приготовить новый масляный фильтр для установки: нанести тонкий слой масляной пленки на резиновую прокладку на дне нового масляного фильтра.

    Проверить, не поврежден ли фланец, на который устанавливается фильтр (какие-либо существенные вмятины на фланце могут привести к утечке масла).

    Установить новый масляный фильтр. Для этого следует подсоединить новый фильтр к установочному фланцу и осторожно «наживите» на резьбу. Затем необходимо зафиксировать его согласно рекомендациям изготовителя.

    Установить на место крышку. Произвести очистку поверхности вокруг направляющих крышки или других загрязненных мест, куда пролилось масло. При этом не нужно пользоваться мылом и водой – небольшая масляная пленка на деталях шасси не повредит.


    Поднять капот. Установить место расположения крышки для залива масла (нельзя заводить двигатель, пока в него не влито масло). Открутить крышку масляного фильтра и осторожно залить новое масло. Рекомендуется воспользоваться воронкой для того, чтобы избежать разбрызгивания масла.


    Залить нужное количество масла, после чего снова установить на место крышку.

    После того, как убраны бумажные полотенца из-под капота, можно запускать двигатель.


    При этом нельзя увеличивать обороты. Следует дождаться, пока масляный индикатор или прибор, показывающий давление масла, установятся в положение «нормально». Двигатель должен поработать вхолостую


    В это время нужно выйти из машины и проверить, не наблюдается ли утечки масла. Загляните под капот и под автомобиль (но не залезайте под автомобиль с работающим двигателем).

    Заглушить двигатель. Убрать все инструменты из-под автомобиля.

    Снова запустить двигатель и осторожно съехать с эстакады. Проверить уровень масла в автомобиле и произвести окончательные работы по регулировке, если это необходимо.

    Протереть все инструменты и уложить их в специальный ящик. Вынуть старый масляный фильтр и держать его, пока все отработанное масло не стечет в поддон.

    Осторожно слить использованное масло в подходящую емкость. Желательно сделать надпись на емкости и затем отдать масло на переработку. Очень важно, чтобы в отработанное моторное масло не добавляли никаких других жидкостей, поскольку масло, смешанное с другими веществами, не подлежит переработке.


    Регулярное профилактическое обслуживание системы смазки двигателя позволяет продлить срок службы автомобиля.