С каждым годом в течение многих десятилетий конструкторы, инженеры, проектировщики оборудования, сервисные специалисты разрабатывают все более функциональные и эффективные смазочные материалы. Во главу угла ставятся вопросы повышения качества и возможности решить или предотвратить любые производственные проблемы.

С расширением ассортимента смазочных материалов появилось много новых доводов и аргументов относительно тех или иных смазок. Одни из них истинны, другие ложны, третьи слишком односторонни. Постараемся разобраться хотя бы в небольшой части вопросов о смазках.


Что означает понятие "старые" смазочные материалы? Равнозначно ли оно понятию "плохие"?

Не стоит воспринимать все буквально. Например, консталины и солидолы называют "старыми" смазками, поскольку их производство было начато несколько десятилетий назад. Смазкам Литол-24, Шрус-4 – 20-25 лет.

Однако "старые смазки" совсем не означает "плохие смазки". Все эти годы они успешно работали (и продолжают работать) на оборудовании, изготовленном в тот же период времени. Ассортимент пластичных смазок обновляется крайне незначительно.


Современный рынок смазок на 99% состоит из импортных лубрикантов


Согласно сервисной документации, для технического обслуживания современного оборудования нужны исключительно современные смазочные материалы. Насколько это верно?

Это действительно так. Современное промышленное оборудование сильно отличается от оборудования, использовавшегося 15-20 лет назад. Оно характеризуется более высокой стоимостью, повышенной точностью подвижных деталей, увеличенными рабочими нагрузками.

Улучшенные эксплуатационные характеристики современного оборудования позволяют предъявлять более высокие требования к продукции, которая на нем производится. Постоянно совершенствующиеся машины требуют качественного технического обслуживания, отвечающего современным стандартам.


Обеспечить эффективную и безопасную работу современного оборудования позволяют такие же современные смазочные материалы.


Есть ли какие-то преимущества использования "новых" смазок по сравнению со "старыми", учитывая, что себестоимость "новых" выше?

Преимущества "новых" смазок заключаются, прежде всего, в их более высокой эффективности и повышенном сроке службы. Вывод о том, что выбор смазки произведен верно, делается в том случае, когда обеспечивается требуемый ресурс узла механизма.

Конечно, стоимость смазки важна, но это – вторичный фактор. Стоимость обычного подшипника гораздо выше, чем заложенной в него смазки, поэтому преждевремнный выход узла из строя в любом случае обойдется предприятию дороже, чем приобретение качественной смазки для его обслуживания.


Чем отличаются импортные и отечественные смазки?

Если смазки были разработаны в одно время, то они ничем не отличаются. Например, отечественный Литол-24 (производится с 1975 г.) по качеству соответствует своим ведущим зарубежным аналогам 70-80 гг. Однако по сравнению с нынешними смазками на литиевой основе он является устаревшим. Отечественный ассортимент пластичных смазок не обновлялся уже более 15 лет.


Как почувствовать ощутимый эффект от перехода на "новые" смазки?

Наглядный пример. Допустим, стоимость шарнира равных угловых скоростей (ШРУС) – 1000 рублей. Если цена "старой" смазки для смазывания ШРУСа, скажем, 10 рублей, то цена "новой" будет примерно в 3 раза выше, т. е. 30 рублей. Звучит весомо – дороже в три раза. Однако "новая" смазка повышает рабочий ресурс ШРУСа в 1,5-2 раза.

Если рассчитать стоимость ремонта оборудования и потерянную выгоду от простоя механизмов, то станет ясно, что использование "новой" смазки экономит сумму, равную стоимости новой детали.


Таким образом, положительный эффект применения "новых" смазочных материалов несложно вычислить, наблюдая повышение ресурса оборудования, уменьшение затрат при прохождении ТО и потерь от простоев.


Почему "новые" смазки стоят недешево?

Себестоимость любой новой смазки довольно велика – отсюда и ее высокая цена.


Стоимость современных смазок складывается из стоимости сырья, пакетов присадок и изготовления на фирменном высокотехнологическом оборудовании. Однако использование таких смазок экономически оправдает себя в будущем.


Справедливо ли мнение о том, что "новые" смазки могут заменить сразу несколько "старых"?

Справедливо, так как каждое последующее поколение смазочных материалов гораздо более универсально, чем предыдущее. Почему – догадаться несложно: технологии совершенствуются, затраты растут, поэтому изготавливать множество дорогих смазок для отдельных узлов экономически не выгодно.

Гораздо разумнее и удобнее вырабатывать определенное количество смазок, отвечающих всем возможным запросам потребителя. Универсализация смазок выгодна и их производителям, и покупателям. Простой пример – Литол-24, который в свое время с большой экономической эффективностью заменил солидолы и консталины.


Может ли универсальность современных смазочных материалов негативно повлиять на их рабочие свойства?

Свойства абсолютно любых смазочных материалов в процессе работы меняются, в т. ч. это касается и универсальных смазок. Об уровне их изменения можно судить, изучив данные о степени нагрузки, рабочей температуре, защищенности узла трения от внешних факторов (грязи, пыли).


Насколько вредно использовать смазки в несоответствующем температурном диапазоне, например, при очень низкой температуре?

Это не только вредно, но и опасно


Например, при запуске двигателя автомобиля смазка должна сразу начать подаваться к узлам и механизмам. Скорость подачи зависит от вязкости смазки. Если она слишком велика (смазка загустела при низких температурах), то нормальная работа двигателя может нарушиться, а это ведет к уменьшению его эксплуатационного ресурса и преждевременному выходу из строя. Кроме того, из-за чрезмерно густой смазки происходит перерасход топлива или электроэнергии.


За счет чего "новые" смазочные материалы обладают повышенным сроком эксплуатации ?

При изготовлении "новых" смазочных материалов обычно применяют полусинтетическую основу, в некоторых случаях – синтетическую, плюс специальные качественные пакеты присадок. Благодаря этому смазки приобретают высокую стабильность свойств в самых сложных рабочих условиях, обеспечивая тем самым повышенный ресурс оборудования.


Для чего в состав смазок вводится дисульфид молибдена (MoS2)?

Дисульфид молибдена является прекрасным смазочным материалом, его вводят в пластичные смазки в виде порошка для того, чтобы усовершенствовать их антифрикционные, противоизносные и противозадирные качества.


Что такое "металлоплакирующая смазка"?

Человек, знакомый с терминологией металлообработки, сразу поймет, что название этой смазки произошло от слова "металлоплакирование", т.е. формирование на поверхности трения тонких металлических пленок толщиной 1-5 микрон.

Чтобы обеспечить процесс плакирования, смазка должна содержать ультрадисперсные порошки мягких пластичных металлов (олово, свинец, цинк, бронза, индий).


Формирующиеся на поверхности трения металлоплакирующие пленки являются по сути самовосстанавливающимися, таким образом, металлоплакирующие смазки – это смазки с автокомпенсацией износа.


Что такое "энергоресурсосберегающая смазка"?

Энергоресурсосберегающая смазка – это смазка, имеющая свойства ресурсо- и энергосохранения (она повышает ресурс и параллельно экономит горючее или электроэнергию). В Европе такие смазочные материалы содержат знак ЕС (Energy Conserving – энергосохранение). Стоят они дорого, но являются наиболее эффективными.