Как правильно выбрать масло, которое бы способствовало продлению ресурса двигателя и трансмиссии мотоцикла? Какой продукт выбрать для конкретной модели и какие факторы нужно при этом учитывать? Как научиться экономить, выбирая лучшее?
Техника далеко не всегда используется круглый год, это утверждение относится и к мотоциклам: зимой они, как правило, не эксплуатируются. Из-за простоя двигателя возможно залегание колец – особенно часто это случается, если мотоцикл не "незаконсервирован". Предупредить возникновение проблемы помогают синтетические масла, не образующие нагара и кокса. Для защиты специфических мотоциклетных двигателей идеально подходят моторные масла, приспособленные для гоночных нагрузок.
Низковязкие масла, рекомендуемые японскими инструкциями, созданы для "тепличных" внутрияпонских условий, обеспечить надежную защиту двигателя мотоцикла в России они не в состоянии. Отечественные дорожные и климатические условия диктуют выбор более густых масел, эффективно работающих в режимах перегрева и высоких нагрузок. Это особенно касается так называемых "спортбайков" с особенно форсированными двигателями – они нуждаются в наиболее вязком масле. Для двигателей таких мотоциклов подойдут синтетические масла классов вязкости (Х)W-50 или (Х)W-60.
Цифра, помеченная как Х, определяет вязкость масла при холодном пуске двигателя, таким образом, она имеет значение только при минусовой температуре воздуха. Намного более важное значение имеет цифра после дефиса: чем она выше, тем гуще масло и тем лучше оно защищает двигатель при экстремально высоких температурах.
Следует помнить, что синтетические масла разных производителей могут иметь различную основу. Каждая "синтетика" имеет свои преимущества и свои недостатки. Синтетические масла на основе эстеров могут производиться на основе растительного сырья.
Такие масла обладают ярко выраженной "гоночной" спецификой: дают отличную защиту от износа, однако на короткое время гонки. Для каждодневной эксплуатации они не слишком пригодны, так как образовывают большое количество нагаров и отложений.
Несколько слабее защитные функции синтетических масел на основе ПАО (полиальфаолефинов), но работают такие масла дольше, поэтому наиболее пригодны для мототуризма и путешествий на большие расстояния.
Любители старых мотоциклов не пользуются синтетическими маслами, и такой подход в ряде случаев оправдан, причем не только с экономической точки зрения. Какой смысл заливать "синтетику", если предписанный срок замены масла – 2000 км, а его расход на угар достаточно велик? Для таких случаев существуют сезонные минеральные масла класса вязкости SAE 50. Особенность таких масел - уникальная стабильность, достигнутая не присадками, а основой самого масла. Для старых двигателей с воздушным охлаждениям эти масла – оптимальный выбор.
Нужно ли перед заменой масла промывать двигатель мотоцикла? Мнений по этому вопросу много, но все они сходятся в одном: делать это следует только в некоторых случаях.
Промывка двигателя перед заливкой нового масла необходима при:
- Переходе с одного сорта масла на другой
- Превышенном пробеге мотоцикла
- Использовании минеральных сортов масел
- Перегреве двигателя
- Заправке мотоцикла некачественным бензином

Для промывания двигателя существуют специальные промывочные масла (полнообъемная промывка). Промывочное масло заливают в двигатель после слива отработанного, не меняя фильтр. Двигатель работает на холостом ходу 15-20 минут, промывка сливается, фильтр меняется и заливается свежее масло. Недостатком этого способа промывания двигателя является то, что слить промывочное масло полностью не удается, а его остаток снижает вязкость (а следовательно, и ресурс) свежезалитого масла.
Другой способ промывания двигателя надежнее и проще. В отработанное масло заливается так называемая "пятиминутка" – быстродействующая промывка. 10-15 минут двигатель работает на холостом ходу, и масло сливается. Керосиновая основа "пятиминутки" испаряется за 20-30 минут. Помимо этого достоинства, "промывка-пятиминутка" обладает рядом других.
Масло в процессе работы теряет присадки, в том числе моющие и диспергирующие, а "пятиминутка" восполняет их, тем самым резко усиливая моющие свойства масла. Кроме того, она разжижает старое масло и улучшает его циркуляцию по масляной системе. Важно и то, что "пятиминутка" дополнительно содержит антизадирные присадки, поэтому защищает двигатель при промывке.
Необходимо помнить, что в большинстве моделей мотоциклетных двигателей сцепление, коробка передач, а нередко и генератор находятся в одной масляной ванне. Каждый из этих узлов предъявляет свои требования для промывочных жидкостей. Автомобильные промывочные средства не учитывают всех особенностей этих узлов, поэтому для мотоциклетных двигателей совершенно неприменимы. Для мотоциклов созданы специальные мотопромывки.