ГОСТ 17479.1-85 устанавливает классификацию и обозначение моторных масел, применяемых в автомобилях, тракторах, тепловозах, сельскохозяйственной, дорожной, судовой и другой технике. Изменение №3 к данному стандарту увеличило число классов вязкости моторных масел, изменило их границы. Появились новые группы масел по назначению и эксплуатационным свойствам, сменились некоторые наименования (например, масла для карбюраторных двигателей стали называться маслами для бензиновых двигателей).

ГОСТ 17479.1-85 предусматривает обозначения моторных масел, сообщающие потребителю основную информацию об их свойствах и областях применения. Стандартная маркировка состоит из следующих знаков: буква М (моторное), цифра или дробь, обозначающая класс или классы вязкости (последнее - для всесезонных масел), одна или две из первых шести букв алфавита, которыми обозначают  уровень эксплуатационных свойств и область применения данного продукта. Универсальные масла маркируются одной буквой без индекса или двумя буквами с разными индексами. Индексом "1" обозначаются масла для бензиновых двигателей, индексом "2" – дизельные масла.


Классы вязкости моторных масел (ГОСТ 17479.1-85) 
Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре
+100 °С -18 °С, не более
l3,8 1250
l4,1 2600
l5,6 600
l5,6 10400
6 С 5,6 до 7,0 вкл. -
8 7,0 до 9,3 -
10 9,3 до11,5 -
12 11,5 до 12,5 -
14 12,5 до 14,5 -
16 14,5 до 16,3 -
20 16,3 до 21,9 -
24 21,9 до 26,1 -
3З/8 7,0 до 9,3 1250
4З/6 5,6 до 7,0 2600
4З/8 7,0 до 9,3 2600
4З/10 9,3 до 11,5 2600
5З/10 9,3 до 11,5 6000
5З/12 11,5 до 12,5 6000
5З/14 12,5 до 14,5 6000
6З/10 9,3 до 11,5 10400
6З/14 12,5 до 14,5 10400
6З/16 14,5 до 16,3 10400


Зачастую возникает необходимость решения проблемы взаимозаменяемости зарубежных и отечественных моторных масел, например, в таких случаях, когда нужно выбрать отечественный продукт для зарубежной техники или импортное масло для экспортируемой отечественных машин. Международной и общепринятой является классификация моторных масел по вязкости Американского общества автомобильных инженеров – SAE J300.


В большинстве случаев зарубежные производители моторных масел указывают уровень эксплуатационных свойств и область применения своих продуктов по классификации АРI.

ГОСТ 17479.1-85 показывает приблизительное соответствие классов вязкости и групп масел по назначению и эксплуатационным свойствам по ГОСТу, классам вязкости по SAE и классам АРI. Однако очень часто классы вязкости по SAE обладают более широким диапазоном кинематической вязкости при +100 °С, нежели классы вязкости по ГОСТу 17479.1-85.

Соответствие классов вязкости и групп моторных масел по ГОСТ 17479.1–85 и классификациям SAE и АРI

Класс вязкости
по ГОСТ 17479.1–85 по SAE
5W
10W
15W
20W
6 20
8 20
10 30
12 30
14 40
16 40
20 50
24 60
3з/8 5W-20
4з/6 10W-20
4з/8 10W-20
4з /10 10W-30
5з/10 15W-30
5з/12 15W-30
6 з /10 20W-30
6з/14 20W-40
6з/16 20W-40
Группа масла
по ГОСТ 17479.1–85 по АРI
А SB
Б SC/CA
Б1 SC
Б2 CA
В SD/CB
В1 SD
В2 CB
Г SE/CC
Г1 SE
Г2 CC
Д1 SF
Д2 CD
Е1 SG
Е 2 CF-4
* Эти классы АРI не имеют аналогов в отечественной классификации SH*
SJ*
CG-4*

Классификация АРI подразделяет моторные масла на две категории: "S" (Service) - масла для бензиновых двигателей, "С" (Commerсial) - масла для дизельных двигателей.

Для обозначения универсальных масел применяются знаки обеих категорий. Классы в категориях принято обозначать буквами латинского алфавита, стоящими после буквы, обозначающей категорию: например, SF, SH, СС, CD или SF/СС, CG/CD, СF-4/SН для универсальных масел.

Моторные масла разных производителей, но одного класса по АРI могут сильно различаться по составу, поэтому при выборе аналога очень важно принимать во внимание все требования, которые изготовитель техники предъявляет к моторному маслу: ограничения по сульфатной зольности, отсутствие/наличие определенного количества цинка, отсутствие в составе масла растворимых модификаторов трения, содержащих молибден и т.п.

Согласно классификациям ГОСТ 17479.1-85 и АРI группу (класс) по уровню эксплуатационных свойств устанавливают только по результатам моторных испытаний масел. Наивысший уровень эксплуатационных свойств способен получить продукт, прошедший самые жесткие испытания и подвергшийся самым строгим оценкам. В соответствии с изменением №3 к ГОСТу 17479.1-85 подобные экзамены на квалификацию проводятся при сертификации моторных масел.

В ходе испытаний определяются различные полезные свойства масел и их соответствия указанным в марках классам вязкости. Каждое новое масло, появляющееся в продаже, обязательно должно пройти сравнительные квалификационные анализы товарного масла-прототипа, разработанного по измененной технологии.


К сожалению, большинство моторных масел, представленных на отечественном рынке и имеющих обозначение по классам API, на самом деле испытаний не проходили. Отечественные производители при обозначении классов вязкости по API чаще всего ориентируются на состав зарубежных масел.