На этикетке импортного моторного масла указывают следующее.

Наименование моторного масла

Производитель может выбрать любое название для своего продукта.

Тип моторного масла

Приведенная ниже таблица иллюстрирует примеры.


Минеральные моторные масла
Mineral Минеральное моторное масло
Advanced Mineral Минеральное моторное масло высшего исполнения
Mineral Mixed Fleet Минеральное моторное масло для смешанного парка
Multigrade Многокомпонентное минеральное моторное масло
Моторные масла на синтетической основе
Synthetically Fortified Синтетически укрепленное моторное масло с содержанием синтетических компонентов до 30 %
Synthetic Based Синтетически укрепленное моторное масло с содержанием синтетических компонентов до 30 %
Synthetic Technology Синтетически укрепленное моторное масло с содержанием синтетических компонентов менее 50 %
Полусинтетические моторные масла
Semi Synthetic Полусинтетическое моторное масло с содержанием синтетических компонентов не менее 50 %
Синтетические моторные масла
Fully Synthetic Полностью синтетическое моторное масло с содержанием синтетических компонентов 100 %


Согласно таблице, полусинтетика должна называться Semi Synthetic и не иначе.

Классификация масла по SAE

Обычно на лицевой стороне канистры крупным шрифтом указывают класс вязкости моторного масла по SAE, например, SAE 10W-40. Раньше по вязкости можно было определить тип масла: минеральное, полусинтетическое или синтетическое. Однако в настоящее время SAE определяет лишь вязкостно-температурный диапазон использования масла. Действующая по настоящее время редакция моторных масел по вязкости SAE J300 была утверждена в 1997 году.


Она разделяет моторные масла на:

  • 6 зимних классов: SAE 0W, SAE 5W, SAE 10W, SAE 15W, SAE 20W, SAE 25W
  • 5 летних классов: SAE 20, SAE 30, SAE 40, SAE 50, SAE 60

Масла с классом вязкости более SAE 60 относятся к трансмиссионным.

Всесезонные масла обозначаются сдвоенным номером, к примеру, 5W-40. Первая цифра указывает на максимальное значение динамической вязкости масла при отрицательных температурах, а вторая определяет характерный для соответствующего класса вязкости летнего масла диапазон кинематической вязкости при +100 °С и динамической вязкости при +150 °С.

Методы испытаний, заложенные в оценку свойств масел по SAE J300, дают потребителю информацию о предельной температуре моторного масла, при которой возможно проворачивание двигателя стартером и прокачивание масла масляным насосом при холодном пуске двигателя.


Класс вязкости
по SAE
Низкотемпературная вязкость
Проворачиваемость стартером при
Прокачи-
ваемость
масляным насосом
при 
OW-: -30 °С -35 °С
5W-: -25 °С -30 °С
10W-: -20 °С -25 °С
15W-: -15 °С -20 °С
20W-: -10 °С -15 °С
25W-: -5 °С -10 °С

Классификация масла по API

Классификацию API называют классификацией по уровню качества. Американский Институт Нефтепродуктов (API – American Petroleum Institute) разработал эту систему, чтобы подбирать масло, соответствующее типу двигателя и возрасту автомобиля. Принципиальной основой классификации API является разделение всех моторных масел на две категории и ряд классов. Категория S (Service) – включает в себя масла для бензиновых двигателей, категория C (Commercial) – дизельные масла.


Классы в одной и другой категории обозначены латинскими буквами, чем дальше буква от начала алфавита, тем качество масла выше. Например:

  • SJ – моторное масло для бензиновых двигателей
    SL – моторное масло для бензиновых двигателей более высокого качества, чем предыдущее
  • CF – моторное масло для дизельных двигателей
  • CD – моторное масло моторное для дизельных двигателей более низкого качества, чем предыдущее
  • SL CD – универсальное моторное масло для бензиновых и дизельных двигателей (предпочтительнее использовать для бензиновых)
  • CI-4 SJ – универсальное моторное масло для бензиновых и дизельных двигателей (предпочтительно дизельное)

Если рядом с классом масла стоит цифра (например, CI-4), это означает, что масло предназначено для четырехтактных двигателей. На маслах для двухтактных двигателей указывают цифру "2".

Классификация масла по ACEA

Наряду с API действует европейская классификация ACEA (Ассоциация европейских производителей автомобилей). Из-за более жестких экологических требований стран Евросоюза требования классификации моторных масел по ACEA являются более высокими.

ACEA подразделяет моторные масла на классы и категории.


Классы обозначаются буквами латинского алфавита и указывают на предназначение масла для использования в определенном типе двигателя:

  • A – для бензиновых двигателей
  • B – для дизельных двигателей легковых автомобилей и микроавтобусов
  • E – для дизельных двигателей грузовых автомобилей

Рядом с буквой указывается соответствующая цифра: для букв A и B – от 1 до 5, для E – от 1 до 7. Чем больше цифра, тем выше эксплуатационные свойства масла. ACEA выделила в одну категорию A1/B1 энергосберегающие масла, специально производимые для многоклапанных двигателей, требующих маловязких масел. Поэтому следует иметь в виду, что данная категория самой "плохой" не является.


Категория масла Рекомендуемая область применения и свойства масла
Класс A – моторные масла для бензиновых двигателей
A1 Двигатели, конструкция которых допускает применение снижающих трение энергосберегающих масел, маловязких при высокой температуре (+150 °С) и большой скорости сдвига (2,6-3,5 мПа.с)*. Могут быть непригодны для некоторых моделей двигателей, поэтому необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля или справочниками
А2 Большинство умеренно форсированных двигателей с нормальным интервалом замены масла. Не предназначены для высокофорсированных двигателей
А3 Высокофорсированные двигатели и/или при увеличенных интервалах замены масла, рекомендуемых автопроизводителями. Всесезонное применение маловязких масел. Тяжелые условия эксплуатации, определяемые производителями двигателей. Масла стойкие к деструкции вязкостных загущающих присадок
А4 Зарезервирована для перспективных двигателей с непосредственным впрыском бензина в камеру сгорания
А5 Высокофорсированные двигатели, конструкция которых допускает применение снижающих трение энергосберегающих масел, маловязких при высокой температуре (+150 °С) и большой скорости сдвига. Могут быть непригодны для некоторых моделей двигателей, поэтому необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля. Масла стойкие к деструкции
Класс B - моторные масла для легконагруженных дизелей
В1 Дизели, конструкция которых допускает применение снижающих трение энергосберегающих масел, маловязких при высокой температуре (+150 °С) и большой скорости сдвига. Могут быть непригодны для некоторых моделей дизелей, поэтому необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля или справочниками
В2 Большинство дизелей (преимущественно с разделенной камерой сгорания) с нормальным интервалом замены масла. Могут быть непригодны для высокофорсированных дизелей
В3 Высокофорсированные дизели и/или при увеличенных интервалах замены масла, рекомендуемых автопроизводителями. Всесезонное применение маловязких масел. Тяжелые условия эксплуатации, определяемые производителями дизелей. Масла стойкие к деструкции
В4 Дизели с непосредственным впрыском топлива. Масла стойкие к деструкции. Могут быть использованы в тех же условиях, что и категория В3-98 выпуск 2
В5 Дизели, конструкция которых допускает применение снижающих трение энергосберегающих масел, маловязких при высокой температуре (+150 °С) и большой скорости сдвига. Могут быть непригодны для некоторых моделей дизелей, поэтому необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля. Масла долгоработающие и стойкие к деструкции
Класс E - моторные масла для тяжелонагруженных дизелей
Е2 Большинство дизелей без наддува и с турбонаддувом, работающие в средних и тяжелых условиях эксплуатации с нормальным интервалом замены масла
Е3 Дизели, выполняющие требования по выбросу токсичных веществ Евро I и Евро II и работающие в тяжелых условиях. Допускается увеличенный интервал замены масла, если это рекомендовано автопроизводителем. Масла обладают высокими моющими свойствами, препятствуют полировке цилиндров, износу, росту вязкости от накопления сажи, а также обладают высокой стойкостью к старению
Е4 Высокофорсированные дизели, выполняющие требования по выбросу токсичных веществ Евро I, Евро II и Евро III и работающие в особо тяжелых условиях с увеличенными интервалами замена масла согласно рекомендациям автопроизводителей. Масла стойкие к деструкции, обеспечивающие лучшую чистоту поршней, меньший износ и рост вязкости из-за накопления сажи по сравнению с маслами категории Е3-96 выпуск 4
Е5 Высокофорсированные дизели, выполняющие требования по выбросу токсичных веществ Евро I, Евро II и Евро III и работающие в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены масла согласно рекомендациям автопроизводителей. Масла стойкие к деструкции, обеспечивающие особо хорошую чистоту поршней, предотвращение полировки цилиндров, износ и образование отложений в турбокомпрессоре. По сравнению с маслами категории Е3-96 выпуск 4 обладают меньшим ростом вязкости от накопления сажи и лучшей стойкостью к старению


Некоторые производители рядом с буквой и цифрой указывают год принятия той или иной редакции ACEA (двумя цифрами).

Моторные масла, претендующие на подтверждение соответствия требованиям классификации ACEA, должны пройти испытания по системе межотраслевой организации EELQMS (European Engine Lubricant Management). Проведение лабораторных и стендовых испытаний в специальных лабораториях - мероприятие не из дешевых, поэтому те производители, которые по финансовым или техническим причинам не прошли эти испытания, не указывают на упаковке своих масел спецификацию ACEA, ограничиваясь только API.

Рассмотренные выше классификации и спецификации содержат базовые требования к моторным маслам, согласованные с производителями автомобилей. Однако некоторые автомобильные фирмы предъявляют к маслам дополнительные требования, в которых учитывается специфика конструкции двигателей, применяемых в них материалов и особенностей эксплуатации. Кроме того, существуют некоторые особые требования: ограничения сульфатной зольности, а также активных элементов присадок (цинк, сера, фосфор, хлор) по верхнему пределу, а в некоторых случаях - минимальные требования к интервалам замены масел в двигателе

Допуски производителей

Допуск к применению моторного масла в двигателях того или иного производителя выдается после проведения целого ряда соответствующих испытаний. Этот процесс занимает достаточно много времени и обходится производителю масел довольно дорого. Допуск выдается конкретным производителем автомобилей на конкретное масло, а не на все, производимые заводом. Следует принимать во внимание, что проведение каждого нового испытания масла ведет к его удорожанию.

Если испытания проведены по 4-5 производителям автомобилей, то все это обязательно закладывается в себестоимость масла. Однако это делается в интересах потребителя: покупая банку масла с отметкой о допуске применения в двигателе конкретного автомобиля, потребитель может быть уверен в полном соответствии качеств продукта требованиям автопроизводителя. Кроме того, моторные масла, получившие такие допуски, как правило, имеют более длительные интервалы замены, что в конечном итоге ведет к значительной экономии денег.

Страна-изготовитель масла

Если изготовитель масла не указан на банке, то его можно легко определить про штрих-коду. Однако в некоторых случаях код, нанесенный на этикетку, не соответствует стране-изготовителю. Причин может быть несколько. Первая: фирма была зарегистрирована и получила код не в своей стране, а в той, куда направлен основной экспорт ее продукции. Вторая: товар был изготовлен на дочернем предприятии. Третья: товар изготовлен по лицензии фирмы из другой страны. Четвертая: учредителями предприятия являются несколько фирм из различных государств.


Расшифровка штрих-кода


Код товара:

  • Первая – наименование товара
  • Вторая цифра – потребительские свойства
  • Третья цифра – размеры, масса
  • Четвертая цифра – ингредиенты
  • Пятая цифра – цвет

Последняя цифра является контрольной и служит для определения подлинности товара.

Дата изготовления масла

Указываться на этикетке в виде цифр, нанесенных различным способом. Например, если канистра изготавливалась в одном технологическом процессе с маслом, дата может быть нанесена непосредственно на канистру методом тиснения. Гарантийный срок хранения масла – 5 лет.

Дополнительные знаки и символы

На канистрах и упаковках, в которых они транспортируются, могут стоять различные дополнительные знаки. Приводим таблицу наиболее распространенных их них с кратким описанием.


Продукция и процессы производства и упаковки сертифицированы Lloyds Register Quality Assurance Продукция и процессы производства и упаковки сертифицированы Lloyds Register Quality Assurance. Этот стандарт определяет систему контроля качества выпускаемой продукции
Верх Верх
Товар изготовлен из переработанного сырья или товар пригодный для переработки Товар изготовлен из переработанного сырья или товар пригодный для переработки
Беречь от влаги Беречь от влаги
Ограничение температуры Ограничение температуры, рядом указывается значение
Огнеопасно Огнеопасно
Упаковку следует выбросить в урну Упаковку следует выбросить в урну
Не выбрасывать, необходимо сдать в спецпункт утилизации Не выбрасывать, необходимо сдать в спецпункт утилизации
Перерабатываемый пластик Перерабатываемый пластик. Знак ставится непосредственно на изделии. В треугольнике может указываться цифра, обозначающая код типа пластика:
  • PETE - Полиэтилентерфталат
  • HDPE - Полиэтилен высокой плотности
  • PVC ПВХ - Поливинилхлорид
  • LDPE - Полиэтилен низкой плотности
  • PP - Полипропилен
  • PS - Полистирол
  • Другие виды пластика
"Зеленая точка" "Зеленая точка". Знак ставится на товарах производства фирм, которые оказывают финансовую помощь германской программе переработки отходов "Eco Emballage" ("Экологическая Упаковка") и включены в ее систему утилизации
"Скандинавский Лебедь" "Скандинавский Лебедь" - соответствие скандинавским экологическим нормативам