Новый и Старый Свет, являясь крупнейшими центрами мирового автомобилестроения, имеют свои концепции и традиции в разработке и производстве автомобилей и соответственно смазочных материалов к ним. И если Европа ставит во главу угла сроки замены и защиту двигателя от износа, то Америка – экологичность.
Эти концепции в сочетании с другими факторами имеют огромное влияние на состав масел, их вязкостные характеристики и многое другое.
В Европе уже не впервые разрабатываются свои системы стандартов, и испытания моторных масел проводятся на европейских двигателях и по методикам, отличающимся от американских. Это не позволяет напрямую сравнивать уровни требований в классификациях ACEA (ранее CCMC) и API.
В любой системе классификации существуют показатели качества, являющиеся основными для всех масел, независимо от их назначения, и дополнительные, необходимые только в определенных условиях применения. Своеобразные свойства масел в каждом случае характеризуются обособленными показателями качества.
Именно поэтому наряду с API и ACEA одновременно действуют системы классификации ILSAC, JASO (японские) и наш родной ГОСТ.
Для того чтобы удовлетворять требованиям законодательства США, производители автомобилей для Америки внесли ряд изменений в конструкцию двигателей, основными из которых являются: изменение профиля поршневых колец, их размещение, уменьшение зазоров (поршень-кольцо).
Для американских двигателей характерно размещение верхнего компрессионного кольца почти на уровне плоскости днища поршня. Так паразитный объем сводится к минимуму, уменьшается разница между геометрической и физической степенью сжатия. За счет этого продувка и смесеобразование в цилиндре значительно улучшаются, что ведет к более полному сгоранию топлива и, как следствие, резкому снижению уровня выбросов несгоревшего топлива (СН).
Такие конструктивные особенности сопряжены с тем, что верхние поршневые кольца работают при более высоких температурах и критические температурные нагрузки в двигателях одного класса американского и европейского производства различны.
Повышенные температуры требуют применения масел с пониженной зольностью, чтобы избежать залегания колец и детонации. Поэтому в американских маслах используются так называемые «малозольные присадки» и снижено общее их содержание.
Так, например, если взять общее щелочное число, которое является опосредованным показателем количества моющих присадок в масле, то для Америки характерно для большинства масел значение 5 мгКОН/г, в то время как для Европы этот показатель составляет 8-12 мгКОН/г.
Это означает, что в европейских маслах содержится в 1,5-2 раза больше моющих присадок, чем в американских.
Вязкостные характеристики. Американские производители автомобилей традиционно рекомендуют к применению менее вязкие масла (классов 5W-30, 10W-30), в то время как европейские обычно рекомендуют 15W-40, 10W-40. Это обусловлено не только конструктивно, но также и климатическими особенностями Европы и Америки.
Применение маловязких масел дает экономию топлива, а применение масел более высоких вязкостей обеспечивает повышенную защиту от износа.
Оптимальный баланс необходимо искать с учетом местных условий и особенностей эксплуатации конкретного транспортного средства.
Факторами ЗА применение более вязких масел (назовем их «европейских классов вязкости») являются:
- Отсутствие обслуживания на фирменной СТО
- Не очень качественный бензин, склонный к детонации
- Спортивный стиль вождения
- Частая езда на короткие расстояния (разбавление масла топливом)
- Езда с максимальной загрузкой (городской транспорт, прицеп)
- Климатические условия
Сроки замены. Одним из аргументов, который используют продавцы масел американского производства, является тот факт, что европейские автомобили продаются в Америке и в них используют местные масла. Это так, но необходимо помнить, что автомобили эти адаптированы и сроки замены масел у них снижены до американских норм. У нас же потребители стремятся покупать масла по американским ценам, но эксплуатировать их как европейские.
Напрашивается вывод, что масла одной и той же фирмы, произведенные в Америке и Европе, – это принципиально разные продукты.
При одинаковых обозначениях имеются реальные различия в качестве моторных масел. И причина этого, в основном, в том, что значительная часть российского рынка представлена ассортиментом торговых марок, под которыми выпускается продукция мелких европейских фирм, чаще всего занимающихся только смешиванием покупных компонентов масел.
Стандартные продаваемые в мире пакеты присадок и базовые масла позволяют этим фирмам удовлетворять требованиям основных международных спецификаций, но часто «на грани». Любое отклонение в технологии смешения или даже смена поставщика присадок либо базовых масел может привести к значительному ухудшению свойств конечного продукта.
Только крупные фирмы, как правило, сами являющиеся добытчиками и переработчиками нефти, оказываются способны разрабатывать и внедрять новейшие присадки и технологии обработки базовых масел, получать продукты, значительно превышающие требования и лимиты самых последних спецификаций таких организаций, как API, ILSAC, ACEA и JASO.