Система смазки двигателя должна осуществлять бесперебойную подачу масла к трущимся поверхностям для уменьшения износа деталей, защиты от коррозии, отвода тепла и продуктов износа от трущихся поверхностей. От исправного состояния системы смазки в значительной степени зависит надежность работы двигателя.


В процессе эксплуатации автомобиля необходимо:

  • Регулярно проверять уровень и состояние масла в картере двигателя
  • Своевременно менять масло
  • Очищать и промывать фильтры, менять фильтрующий элемент тонкой очистки
  • Следить за давлением масла в системе смазки
  • Не допускать подтекания масла из фильтров, масляного радиатора, картера двигателя и соединительных маслопроводов

Низкий уровень масла в картере двигателя приводит к нарушению его подачи к трущимся поверхностям, что грозит их перегревом и даже выплавлением антифрикционного сплава вкладышей подшипников коленчатого вала.

При повышенном уровне масла на стенках головки цилиндров, днищах поршней и головках клапанов образуется нагар. Избыток масла приводит к его утечке через сальники и уплотнительные прокладки.


Причинами повышенного расхода масла могут быть:

  • Износ, пригорание или поломка поршневых колец
  • Закоксовывание отверстий в кольцевых канавках поршня
  • Износ канавок поршневых колец по высоте; износ цилиндров, образование на них царапин

Изношенные поршневые кольца, поршни и гильзы цилиндров подлежат замене.

Повышенный расход масла может происходить также от засорения клапана или трубки вентиляции картера двигателя.

Во время работы двигателя масло в картере окисляется, образуя твердые (кокс) и мягкие (смолы) продукты окисления. Смолы откладываются на горячих деталях картера, клапанной коробки и в маслопроводах, тем самым ухудшая условия подачи масла к трущимся частям. Образовавшиеся кислоты вызывают коррозию трущихся поверхностей и особенно сильно воздействуют на антифрикционный сплав тонкостенных вкладышей.

В результате неполного сгорания пары топлива в виде конденсата попадают из цилиндра в картер, разжижают масло и ухудшают его смазочные свойства. Исправность указателя давления масла проверяют, замеряя его контрольным прибором. Пониженная вязкость масла может быть вызвана попаданием топлива в цилиндры из-за его неполного сгорания.

Повышенная температура масла (более +120 °С) возможна из-за неисправной системы охлаждения. Уменьшение вязкости масла в поддоне может быть связано с разжижением его топливом. Эта неисправность устраняется подтяжкой соединений сливной топливной магистрали у дизеля или устранением причин, вызывающих перебои в работе свечей зажигания, повышение уровня топлива в карбюраторе.


В зависимости от места размещения основного запаса масла различают системы смазки с мокрым и сухим картером.

Система смазки с сухим картером

В автомобильных двигателях наиболее распространены системы смазки с мокрым картером, имеющие более простую конструкцию. Основной запас масла находится в поддоне картера, при работе двигателя оно подается к трущимся деталям масляным насосом.

В системах с сухим картером основной запас масла содержится в автономном масляном баке и масло подается к трущимся деталям нагнетающим масляным насосом. Стекающее в поддон масло полностью удаляется из него откачивающим насосом и вновь подается в масляный бак.


Система смазки с сухим картером обеспечивает длительную работу на крутых подъемах, спусках и при кренах без утечки масла через сальники коленчатого вала, а также дает возможность снизить высоту двигателя. Отсутствие запаса масла в зоне вращения коленчатого вала исключает возможность его забрасывания на стенки цилиндров, что положительно влияет на снижение эксплуатационного расхода смазки. Кроме того, при сухом картере масло в меньшей степени нагревается от горячих деталей и подвергается воздействию картерных газов, благодаря чему сохраняет свои физико-химические свойства в течение более длительного времени, чем в системах с мокрым картером.

В основу большинства систем смазки положен один и тот же принцип. Масло из поддона (или бака) нагнетающим насосом через полнопоточный фильтр подается в масляную магистраль. Давление в ней контролируется манометром. Из масляной магистрали масло подается к шейкам коленчатого вала (в некоторых вариантах к одной шейке, а к остальным – по внутренним каналам коленвала), распределительного вала и к другим парам трения.

Слив избытка масла из магистрали происходит через фильтр. Контроль температуры масла осуществляется термометром, охлаждение - радиатором. Уровень масла контролируется мерным щупом. Для откачки масла в системах с сухим картером используются насосы. В качестве насосов в системах смазки, как правило, используются шестеренчатые насосы (прямозубые или косозубые) с шестернями внешнего или внутреннего зацепления.

Производительность масляного насоса и создаваемое давление в значительной мере зависят от вязкости масла и частоты вращения вала двигателя, которая изменяется в широких пределах. В процессе эксплуатации сопряженные детали двигателя изнашиваются, что приводит к увеличению зазоров между ними и к повышению количества прокачиваемого масла.


Чтобы обеспечить бесперебойную подачу масла ко всем трущимся деталям при неблагоприятном сочетании указанных факторов, расчетную производительность масляного насоса увеличивают, а для поддержания требуемого давления в магистрали вводят регулятор, называемый редукционным клапаном.


В автомобильных двигателях применяются конические, сферические, пластинчатые и цилиндрические редукционные клапаны. Цилиндрический клапан, который состоит из плунжера и пружины, установленных в корпусе с отверстиями. В случае повышения давления в магистрали плунжер, сжимая пружину, перемещается и обеспечивает перепуск части масла в поддон или во всасывающую полость насоса. Требуемая характеристика клапана достигается соответствующим подбором пружины.

Редукционные клапаны могут устанавливаться в корпусе насоса на входе в главную масляную магистраль или в конце масляной магистрали. Установка редукционного клапана в корпусе насоса исключает возможность резкого повышения давления на входе в магистраль.

Однако в этом случае давление в конце магистрали, под которым смазываются подшипники, может значительно колебаться при изменении гидравлического сопротивления системы и расхода масла. В связи с этим в некоторых системах устанавливают два редукционных клапана - в начале и в конце магистрали. Кроме редукционных в системах смазки могут устанавливаться нагнетательные, впускные, обратные и перепускные клапаны.

Ассортимент масел

Моторные масла служат не только для смазки, но и для мытья и очистки двигателя. Кроме того, они могут способствовать экономии топлива. Поэтому от выбора смазочного материала зависит техническое состояние автомобиля. Наиболее подходящим является тот продукт, который рекомендован инструкцией по эксплуатации транспортного средства. Необходимо уделять большое внимание вязкости и классу масла, обращаться к официальным представителям за рекомендациями и допусками.


Качественные моторные масла производят крупные компании Mobil, Shell, Esso, Liqui Moly и др.

Очистка масла от механических примесей в системах смазки осуществляется с помощью фильтров. Наибольшее распространение в двигателях современных автомобилей получили бумажные полнопоточные поглощающие фильтры, улавливающие частицы размером до 0,5 мкм.

Для исключения перегрева масла и сохранения нормального теплового режима трущихся пар масло в системе смазки двигателя, особенно в летний период, нуждается в охлаждении. Чаще всего для этого используются воздушно-масляные радиаторы, устанавливаемые перед радиатором системы охлаждения двигателя.

С целью снижения вредного воздействия на масло картерных газов, а также снижения давления в картере для предотвращения утечек масла из двигателя, картер снабжают системой вентиляции. В настоящее время для минимизации вредных выбросов автомобильными двигателями в атмосферу используют закрытые системы вентиляции картера. Для отвода картерных газов в этих системах картер соединяется с впускным трубопроводом и (или) с воздушным фильтром.