В период гарантийного срока замена моторного масла и технических жидкостей в автомобиле производится на сервисной станции с использованием одобренных автопроизводителем марок смазочных материалов. Если же "гарантия" уже закончилась, встает проблема выбора. Основой для подбора конкретной марки масла или жидкости должны стать требования производителя автомобиля, приведенные в инструкции по эксплуатации.

Помимо формальных требований (спецификаций) на используемые продукты, в качестве примера обычно приводятся конкретные марки или ссылки на фирмы-производители смазочных материалов. Если же автомобиль далеко не новый, а сведений, приведенных в инструкции по эксплуатации, недостаточно (или они устарели), ответственность за выбор моторного или трансмиссионного масла ложится на самого автовладельца.


При этом могут возникнуть следующие вопросы:

  • Как выбрать класс вязкости по SAE?
  • Что такое "температура застывания" и можно ли по ней определить низкотемпературный предел применения масла зимой?
  • Что такое "индекс вязкости" и как его использовать для сравнения различных марок масел?
  • Для всех ли марок автомобилей можно использовать моторные масла классов вязкости 5W и 0W по SAE?
  • Как соотносятся классы вязкости моторных масел по SAE и ГОСТу?
  • Как правильно выбрать класс качества моторного масла?
  • Имеет ли значение порядок написания "бензиновых" и "дизельных" спецификаций в обозначениях класса качества моторных масел по API и ACEA?
  • Можно ли применять современные моторные масла (в том числе синтетические), имеющие самые высокие спецификации (например, SAE SJ/CF или ACEA A3-96/B3-96) для использования в подержанных автомобилях, у которых требования к маслам значительно ниже?
  • Есть ли разница между маслами для бензиновых и дизельных двигателей?
  • Как переходить с одной марки моторного масла на другую?
  • Как производить "промывку" двигателя?
  • Чем отличается синтетическое масло от минерального?
  • В каких случаях могут возникнуть проблемы при переходе на использование синтетического моторного масла?
  • Как производить переход на использование синтетического моторного масла?
  • Как поступить, если в инструкции по эксплуатации автомобиля рекомендуется какое-либо специальное масло без указания конкретных спецификаций?
  • Взаимозаменяемы ли жидкости для автоматических коробок передач (ATF)?
  • Взаимозаменяемы ли антифризы различных марок?
  • Взаимозаменяемы ли тормозные жидкости?

Спецификация SAE является международным стандартом, регламентирующем вязкость масел. Ни о качественных характеристиках масел, ни об их применении для конкретных марок автомобилей и типов двигателей спецификация SAE не говорит.

Для примера разберем, о чем говорит обозначение моторного масла SAE 10W-40. "10W" информирует о зимнем применении данного масла ("W" от англ. winter – зима). От правильного выбора этого параметра зависит то, насколько легко и, самое главное, безопасно, Вы сможете запустить двигатель на морозе. Класс вязкости "40" является "летним" и указывает на способность масла сохранять работоспособность в высокотемпературных зонах двигателя.

Наличие только одного из рассмотренных параметров в обозначении класса вязкости по SAE говорит о сезонности данного масла (например, SAE 10W - зимнее сезонное масло, SAE 40 – летнее сезонное масло). Присутствие же в обозначении сразу двух классов (как в примере SAE 10W-40) говорит о всесезонности данного масла.

Как выбрать класс вязкости по SAE?

При выборе класса вязкости моторного масла необходимо следовать инструкциям завода-изготовителя Вашего автомобиля. Если же она отсутствует или не содержит подобных рекомендаций (автомобиль не новый, рекомендации в инструкции уже устарели или отсутствуют), то можно воспользоваться следующими советами. При выборе так называемого "зимнего" класса вязкости необходимо руководствоваться значениями средних зимних температур в регионе, где эксплуатируется Ваш автомобиль.

При этом можно воспользоваться следующей таблицей, рекомендации которой совпадают с требованиями производителей автомобилей.


0W до -30 °С и ниже
5W до -25 °С
10W до -20 °С
15W до -15 °С
20W до -10 °С
25W до -5 °С


Следование этим рекомендациям поможет предотвратить проблемы с запуском двигателя в зимнее время и его повышенный износ вследствие применения масла несоответствующего класса вязкости.

Необходимо помнить, что при каждом запуске двигателя (не обязательно на сильном морозе) требуется некоторое время для того, чтобы масляный насос прокачал масло по системе смазки, и оно поступило ко всем трущимся частям. В это время двигатель работает в режиме так называемого масляного "голодания", при котором резко возрастает трение и износ. Таким образом, чем выше способность масла сохранять текучесть при низких температурах, тем быстрее оно прокачивается по системе смазки и тем лучше обеспечивать защиту двигателя. Наиболее эффективными в этом отношении являются моторные масла класса "0W".

Что касается выбора масла так называемого "летнего" класса вязкости, то следует отметить, что большинство европейских автопроизводителей рекомендуют использовать масла класса "40" по SAE и выше. Это связано с повышенной тепловой напряженностью современных ДВС, а также наличием высоких температур, удельных давлений и скоростей сдвига в различных зонах двигателя (поршневых кольцах, распределительном валу, подшипниках коленвала и т.д.). В таких жестких условиях моторное масло должно сохранять вязкость, достаточную для образования масляной пленки и охлаждения пар трения в целях предотвращения повышенного износа, задиров и "заклинивания". Это особенно актуально в летнее время или при длительном нахождении автомобиля в "пробке" (в условиях отсутствия обдува и охлаждения двигателя потоками встречного воздуха), а также в случае перегрева двигателя из-за возможных неисправностей в системе охлаждения.

Что такое "температура застывания" и можно ли по ней определить низкотемпературный предел применения масла зимой?

Температура застывания, приводимая обычно в разделе технических характеристик масла, определяется в результате лабораторного теста и обозначает ту температуру, при которой масло практически полностью теряет текучесть (подвижность). На самом деле работоспособность моторного масла теряется намного раньше (при значительно менее низких температурах), поэтому при подборе масла для использования в зимнее время нужно руководствоваться не температурой застывания, а классом вязкости по SAE. Такой параметр как температура застывания часто используется в рекламных целях, при этом указываются фантастические цифры (от -50 °С и ниже), имеющие для реальной эксплуатации автомобиля лишь косвенное значение.

Что такое "индекс вязкости" и как его использовать для сравнения различных марок масел?

Индекс вязкости – это величина, характеризующая способность масла работать в широком диапазоне температур. Чем выше этот индекс, тем меньше меняется вязкость масла при изменении температуры. Масло с высоким индексом вязкости обладает лучшими пусковыми свойствами на морозе и лучшими защитными свойства при высоких эксплуатационных температурах.

Для минеральных моторных масел значение индекса вязкости обычно не превышает 160, для синтетических составляет 170 и выше.

Для всех ли марок автомобилей можно использовать моторные масла классов вязкости 5W и 0W по SAE?

Никаких ограничений по использованию моторных масел данных классов вязкости не имеется. Подходят они и для старых изношенных двигателей. Исключение составляют случаи, когда производители специально запрещают применение данных классов вязкости в силу каких-либо конструктивных особенностей двигателя.

Как соотносятся классы вязкости моторных масел по SAE и ГОСТу?


Примерное соответствие выглядит следующим образом.


ГОСТ SAE ГОСТ SAE ГОСТ SAE
5W 12 30 4з/10 10W-30
10W 14 40 5з/10 15W-30
15W 16 40 5з/12 15W-30
20W 20 50 6з/10 20W-30
6 20 3з/8 5W-20 6з/12 20W-30
8 20 4з/6 10W-20 6з/14 20W-40
10 30 4з/8 10W-20 6з/16 20W-40

Как правильно выбрать класс качества моторного масла?


Существуют две наиболее распространенные спецификации моторных масел по качеству:

  • API - спецификация американского института нефти
  • АСЕА (ССМС) – спецификация ассоциации европейских производителей

В настоящий момент спецификация API разделяет масла для бензиновых двигателей на следующие классы:

  • SA, SB, SC, SD, SF - "устаревшие" классы
  • SG, SH, SJ - действующие классы

Требования по применению масел действующих классов качества можно встретить в инструкциях по эксплуатации автомобилей с 1989 года выпуска. Однако если автомобиль "старше" и в инструкции рекомендуется масло одного из приведенных выше устаревших классов (например, SD или SF), нет необходимости его искать. Недаром рекомендации производителя автомобиля звучат примерно следующим образом: "Рекомендуется моторное масло класса не ниже SF (к примеру) по API". Таким образом, моторные масла самого последнего класса качества SJ являются абсолютно универсальными (с точки зрения API).


Для дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и т.п. API выделяет масла следующих классов качества:

  • CA, CB, CC, CD – устаревшие классы
  • CF – действующий класс, являющийся универсальным (с точки зрения API) для любых дизельных двигателей

В отличии от API, спецификация АСЕА наиболее полно учитывает конструктивные особенности европейских двигателей и режимы их эксплуатации в европейских условиях. Ее требования по отдельным тестам значительно выше требований API. Поэтому предпочтение следует отдавать маркам масел, прошедшим испытания в АСЕА и получившим соответствующий класс качества по этой спецификации.


В настоящий момент выделяются следующие классы масел по АСЕА:

  • Для бензиновых двигателей: А1, А2, А3
  • Для дизельных двигателей: В1, В2, В3, B4

Специальные высококачественные маловязкие масла спецификаций A1 и B1 применяются по требованиям автопроизводителей (Ford, Chrysler, Mazda и др.) и обеспечивают максимальную топливную экономичность. Масла, одновременно удовлетворяющие классам А3-96 и В3-96, имеют самые совершенные характеристики и подходят для любых бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, "джипов" и т.п. (независимо от года их выпуска).

Имеет ли значение порядок написания "бензиновых" и "дизельных" спецификаций в обозначениях класса качества моторных масел по API и ACEA?

С точки зрения применения масел для бензиновых или дизельных двигателей нет никакой разницы, в каком порядке написаны спецификации. Например, API SJ/CF означает то же, что и API CF/SJ, а обозначение ACEA A3-96/B3-96 равнозначно ACEA B3-96/A3-96. Ни о каком преимущественном применении для бензиновых или дизельных двигателей порядок написания не говорит.

Можно ли применять современные моторные масла (в том числе синтетические), имеющие самые высокие спецификации (например, SAE SJ/CF или ACEA A3-96/B3-96) для использования в подержанных автомобилях, у которых требования к маслам значительно ниже?

Можно. Слишком "хорошего" масла не бывает. Чем качественнее масло и чем выше его спецификации, тем лучше оно защищает даже самый старый и изношенный двигатель.

Есть ли разница между маслами для бензиновых и дизельных двигателей?

В большинстве случаев моторные масла для легковых автомобилей, "джипов" и микроавтобусов применимы как для бензиновых, так и для дизельных двигателей. О применении конкретного масла можно узнать по спецификациям API и ACEA (CCMC), которые оно имеет.

Как переходить с одной марки моторного масла на другую?

Если ранее использовалось фирменное качественное масло (минеральное или синтетическое), не нарушались интервалы его замены, а двигатель не имеет значительных отложений, то переход на использование масла другой марки производится в соответствии с обычными рекомендациями по замене масла (приводятся в инструкции по эксплуатации автомобиля).


Во всех остальных случаях масло необходимо менять, если:

  • Неизвестна его марка
  • Неизвестен пробег автомобиля после последней замены масла
  • Имеются значительные отложения на внутренних поверхностях двигателя, возникающие обычно при использовании некачественных масел, нарушении сроков замены или попадании в масло посторонних веществ (охлаждающей жидкости, специальных добавок и т.п.)
  • Необходимо произвести "промывку" двигателя

Как производить "промывку" двигателя?

Двигатель требует промывки в случаях, описанных выше. Темный цвет масла не всегда свидетельствует о загрязнении двигателя. Темнеть может масло, не обладающее необходимыми "моющими" свойствами. Если на внутренних поверхностях двигателя имеются значительные отложения, то отмыть его полностью удастся только при полной разборке. Никакая, даже самая "агрессивная" промывочная жидкость не справится с этой задачей.

Следует иметь в виду, что "промывка" – это длительный процесс. Никакая промывочная жидкость не сможет за 5-10 минут снять слой отложений с клапанной крышки или головки блока цилиндров, на поверхности которых она попадает лишь в виде брызг. Лучше всего решить проблему промывки поможет качественное (не обязательно синтетическое) моторное масло. Однако если Вы проехали уже более тысячи километров, а отложения в двигателе остались, это значит, что запас моющих свойств масла уже на исходе, и требуется его замена.

Чем синтетическое масло отличается от минерального?

Отличие состоит, в основном, в молекулярном строении базы (основы) масла. В процессе производства "синтетики" синтезируются молекулы с заданными (оптимальными) эксплуатационными свойствами. Синтетические масла отличаются от минеральных максимальной химической и термической стабильностью.

Химическая стабильность подразумевает устойчивость масел к каким-либо химическим превращениям (окислению, парафинизации и т.п.), ухудшающим его эксплуатационные характеристики. Термическая стабильность означает сохранение оптимального значения вязкости масла в широком диапазоне температур.

Благодаря особенностям своего молекулярного строения синтетические масла обладают более высокой (по сравнению с минеральными) текучестью и проникающей способностью.

В каких случаях могут возникнуть проблемы при переходе на использование синтетического моторного масла?

Проблемы, связанные с переходом на "синтетику", возникают обычно в случаях, когда ранее использовались некачественные масла, нарушались рекомендованные интервалы замены или имело место попадание в масло посторонних веществ, таких как охлаждающая жидкость, специальные добавки в масло и т.п. При этом в двигателе может образоваться значительное количество отложений. 

Одновременно наблюдается частичная или полная потеря эластичности (вплоть до растрескивания) уплотнительных элементов (сальников, маслосъемных колпачков и т.п.). В отличие от минеральных масел, которые вымывают отложения постепенно, слой за слоем, синтетические масла благодаря присущей им высокой текучести и проникающей способности вызывают отслоение отложений с внутренних поверхностей двигателя, что может привести к закупориванию сетки маслоприемника, масляных каналов, работе двигателя в режиме масляного голодания и, как следствие, выходу его из строя.

Кроме того, все отложения будут удалены из зоны сальниковых уплотнений (в том числе из микротрещин), и в случае потери эластичности сальников синтетическое масло, предварительно очистив себе "дорогу", может начать вытекать из двигателя.

Таким образом, применение синтетических масел не рекомендуется в следующих случаях:

  • При наличии значительных отложений на внутренних поверхностях двигателя
  • Если уплотнительные элементы (сальники, маслосъемные колпачки и т.п.) потеряли эластичность и (или) имеют микротрещины (необходимо заменить сальники)
  • В период обкатки двигателей, требующих "полезного износа" с целью приработки пар трения, а также двигателей после капитального ремонта (обкатку следует проводить на качественном минеральном масле, после чего можно переходить на "синтетику")
  • В роторно-поршневых двигателях

Во всех остальных случаях применение синтетических масел гарантирует защиту и обеспечит максимально возможный срок службы двигателя.

Как производить переход на использование синтетического моторного масла?

Чтобы избежать проблем при переходе на "синтетику", следует вначале оценить состояние двигателя, т.е. проверить его на наличие отложений и дефектов сальниковых уплотнений. Если отложения на деталях двигателя имеются, необходимо промыть масляную систему.

Если сальниковые уплотнения потеряли эластичность (об этом говорят, например, подтеки масла в местах их посадки), то переход на "синтетику" лучше отложить до замены сальников. Если же следов подтеканий не наблюдается, то для надежности можно порекомендовать сначала перейти на использование полусинтетического масла.

Как поступить, если в инструкции по эксплуатации автомобиля рекомендуется какое-либо специальное масло без указания конкретных спецификаций?

Обычно в инструкции по эксплуатации производителем приводятся требования к применяемым смазочным материалам в зависимости от температуры окружающей среды, режимов эксплуатации и т.д. Иногда, только в качестве примера, приводятся марки масел конкретных производителей.

В этом случае, используя приведенные рекомендации, Вы сможете правильно выбрать подходящее масло. Если же в рекомендациях производителя никаких требований к маслам нет, а рекомендован какой-то один продукт, владельцу автомобиля остается только поехать на ближайшую сервисную станцию, чтобы поменять масло или получить консультацию о том, где можно приобрести этот специальный продукт.

Взаимозаменяемы ли жидкости для автоматических коробок передач (ATF)?

Некоторые ATF взаимозаменяемы. Однако в настоящее время можно без проблем найти именно ту жидкость, которую требует автопроизводитель. Например, если инструкция прописывает жидкость Dexron IID, то для ее замены или доливки необходимо просто найти марку, соответствующую этой спецификации.

При доливке необходимо помнить, что жидкости разных цветов несовместимы.

Взаимозаменяемы ли антифризы различных марок?

Большинство производителей требуют применения охлаждающей жидкости (ОЖ), имеющей в составе 50 % концентрата антифриза на основе этиленгликоля и 50 % дистиллированной воды. При такой концентрации температура замерзания ОЖ будет составлять -35...-40 °C.

Менять охлаждающую жидкость рекомендуется не реже, чем один раз в 2 года или после определенного пробега автомобиля. 


При замене или доливке ОЖ следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Не рекомендуется смешивать жидкости разных марок, так как это может привести к снижениюзащитных свойств антифриза
  • Нельзя смешивать антифризы разных цветов
  • В случае необходимости для доливки лучше использовать обычную воду, контролируя при этом плотность получаемой смеси для определения температуры замерзания

Взаимозаменяемы ли тормозные жидкости?

Взаимозаменяемыми являются тормозные жидкости, имеющие спецификации DOT 3 и DOT 4. Жидкости со спецификацией DOT 5 взаимозаменяемы только между собой.